Сама Хиллари сейчас говорит о выборах: «возможно все», — чтобы ее сторонники не расслаблялись и пришли 8 ноября к урнам. Элемент неожиданности внес директор ФБР Джеймс Коми. В июле республиканцы его ругали, а сейчас не нахвалятся.
Новость, которая приходит в канун выборов и может повлиять на результат, называют в Америке «октябрьским сюрпризом». Исторических примеров — масса.
31 октября 1968 года Линдон Джонсон объявил об остановке бомбежек Северного Вьетнама, это решение привело в конце концов к мирным переговорам. После новости Ричард Никсон потерял 2% голосов, но все равно выиграл у тогдашнего вице-президента Х. Хамфри с минимальной разницей. 2 ноября 2000 г. появилась информация об аресте Джорджа Буша-мл. в 1976 г. за вождение в нетрезвом виде. Буш лидировал в опросах на 4%, а в результате проиграл Альберту Гору 1% от общего числа проголосовавших, но, как мы помним, получил голоса большинства членов коллегии выборщиков.
29 октября 2012 г. на США обрушился ураган Сэнди — как полагают эксперты, он сплотил «американцев возле флага» и помог Обаме победить М. Ромни.
Новые старые письма
«Сюрприз-2016» — объявление директора ФБР Джеймса Коми в письме Конгрессу 28 октября о том, что будет проведено уголовное расследование, в котором фигурируют электронные письма с личного сервера Хиллари Клинтон в ее бытность госсекретарем. Скандал вокруг интернет-переписки вспыхнул с новой силой в самый неподходящий момент.
Напомню, в июле директор ФБР фактически признал, что Хиллари Клинтон «крайне беспечно» работала со служебной почтой, но бюро не нашло в ее действиях состава преступления, а министерство юстиции отказалось выдвигать официальное обвинение, которое автоматически сняло бы Клинтон с предвыборной гонки. Тогда республиканцы негодовали и обещали Хиллари в случае ее победы инициировать в Конгрессе процедуру импичмента президента.
О «новых письмах», всплывших в деле, не относящемся к Клинтон, известно мало. Как ожидается, решение по ним ФБР объявит уже после выборов. Много шума из ничего?
Секс-скандал по-демократически
Часть писем принадлежит помощнице Клинтон Хуме Абедин. Предположительно их нашли в ноутбуке бывшего конгрессмена Энтони Уинера — мужа Абедин, с которым та рассталась, но не развелась. ФБР получило ордер на арест компьютеров бывшего законодателя. Также изъят ноутбук его жены. Абедин заявила бюро, что не знала о том, что в ее компьютере сохранились письма Клинтон, заявил NBC анонимный источник, знакомый со следствием.
Тем не менее секс-скандал уже в стане демократов стал «как бы ответом» на секс-скандал вокруг старой записи откровений Трампа. Секс-скандал демократический — тоже не первой свежести, но он может ударить по Хиллари Клинтон, которая к нему не имеет никакого отношения.
Муж помощницы Клинтон, конгрессмен Энтони Уинер, был уличен в рассылке непристойных фотографий женщинам. В электронной переписке, рассылая фото интимных частей тела (это здесь называют «секстинг»), Уинер подписывался: «Опасный Карлос». Старая история заиграла новыми красками, когда ФБР заподозрило, что муж Хумы Абедин посылал непристойные снимки 15-летней жительнице Северной Каролины. Это прямая уголовщина.
Предположительно в ноутбуках находится 650 тысяч писем. Следователи выясняют, содержат ли они какую-либо засекреченную информацию, есть специальная технология ускоренного мониторинга. Информации о содержании писем, об их отправителях и получателях пока нет.
Штаб Клинтон потребовал от ФБР скорейшей публикации всех писем, чтобы показать ее невиновность. Лидеры партии в Конгрессе и сторонники Хиллари утверждают, что директор ФБР демонстрирует «двойные стандарты»: он объявил о «деле Клинтон» и одновременно уже долгое время скрывает факты о связях Трампа и его людей с Россией.
Двойные стандарты ФБР
Сенатор из Невады Гарри Рид в письме директору ФБР потребовал обнародовать «взрывоопасную информацию» о связях и координации между Москвой, Трампом и его штабом. Публикуя информацию о письмах Клинтон и отказываясь сообщать итоги расследования в отношении «российского следа» Трампа, его бывших и нынешних соратников, директор ФБР нарушает «закон Хатча», запрещающий всем сотрудникам министерства юстиции всякую «деятельность, направленную на успех или провал политической партии или партийной политической группы, а также партийного кандидата на политическую должность», — пишет сенатор.
Рид отмечает, что из общения с Дж. Коми и другими сотрудниками разведсообщества США он понял, что они обладают «взрывоопасной информацией» о тесных связях Трампа и его советников с российскими властями, которые являются «открыто враждебной силой для Соединенных Штатов». В письме Рид напоминает директору ФБР, как при утверждении его в должности сенаторы-республиканцы устроили процедуру «филибастера» — намеренного затягивания заседаний и блокирования голосования, и только благодаря его, Рида, усилиям голосование прошло. «Я верил, что вы станете принципиальным государственным служащим. С глубочайшим сожалением я вижу, что ошибался», — заканчивает письмо лидер демократов в Сенате.
«ФБР столкнулось с очень серьезной потенциальной проблемой для своего реноме, — заявил в интервью изданию the Daily Beast Элайджа Каммингс из комитета по контролю и правительственной реформе палаты представителей. — Если окажется, что ФБР действительно проверяет Пола Манафорта (бывшего руководителя избирательного штаба Трампа) из-за его деловых отношений с Россией или кого-либо еще, связанного с Дональдом Трампом, но не извещает об этих фактах накануне выборов, то бюро будет обвинено в двойных стандартах».
Манафорт ушел из штаба Трампа после того, как всплыли его деловые связи с правительством Виктора Януковича. «Кроме того, бывший советник штаба Трампа Картер Пейдж, по некоторым сведениям, минувшим летом встречался с двумя официальными лицами российского правительства, что, возможно, было попыткой создать неофициальный дипломатический канал для контактов с Кремлем», — говорится в статье.
Как бы то ни было, Трамп максимально воспользовался заявлением директора ФБР. С помощью Коми или без нее, но его рейтинги пошли вверх.
Сводки с полей
Опрос ABC News и Washington Post показывает минимальное лидерство Хиллари — 46% на 45%. Опрос CNN, объединивший результаты пяти общенациональных социологических исследований, дает Хиллари преимущество в пять пунктов: 47% против 42%.
Минувшее воскресенье принесло информацию о результатах опросов в так называемых «неопределившихся» штатах. В Северной Каролине Трамп отстает на шесть пунктов по данным опроса NBC/Wall Street Journal. Во Флориде этот опрос оценивает лидерство Хиллари всего в 1% — 45 на 44. А опрос New York Times/Sienna Poll в том же штате показывает преимущество Трампа — 46 на 42.
На интернет-сайте Five Thirty Eight — 538 (по числу членов коллегии выборщиков) шансы кандидатов обновляются каждый час. За один день — 31 октября — вероятность победы Клинтон сократилась более чем на 3% — с 78,8 до 75,4%. Тенденция, однако. Но, как видим, все равно шансы Хиллари неизмеримо выше.
Трамп — первый из кандидатов в президенты США за обозримый исторический промежуток времени, поставивший под сомнение честность избирательного процесса. Это вызывает в США беспокойство: и Федеральной комиссии по выборам, и органов правопорядка. Конспирологи в соцсетях говорят ни много ни мало о возможности «новой гражданской войны». А может, и не конспирологи вовсе, а блогеры «на жаловании» — кто сейчас разберет?
- Секстинг — рассылка фотографий интимных частей тела.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»