Все устаканилось, успокоилось, более или менее наладилось. Штат оптимизировали. Недовольных и неблагонадежных удалили. Сетку вещания стабилизировали. Правами на трансляции закупились на зависть. Штампы выжигают каленым железом. Оптимизма через край. Планов громадье. Вечером не только наш футбол, хоккей, баскетбол, но и смешанные единоборства, «всенаматч» в паузах. Ночью рассказы про чемпионов и североамериканская НХЛ. Запускают реалити-шоу «Бой в большом городе» (не подумайте чего плохого). Скоро увидим сериал собственного изготовления. Руководство на месте. Все путем.
Тем, кому спорт в его болельщицком варианте неинтересен, все равно какой телеканал и как его показывает. У тех, кто без спорта жить не может, непременно есть повод поспорить о том, какое зеркало его отражает. Имею все основания думать, что недовольные будут всегда — во-первых, потому, что в этой сфере человеческой деятельности разбираются все, а во-вторых, разбираются, и очень по-разному, и очень избирательно.
Это я совсем не для того, чтобы заранее отвести удар от генерального продюсера «Матч ТВ» Тины Канделаки и креативного директора Натальи Билан. Две дамы, которым досталось от общественности задолго до первой трансляции, чувствуют себя вполне уверенно и ни в чьей защите не нуждаются. Их даже есть, наверное, за что похвалить — работы и проблем не испугались, период становления не без потерь, но прошли, и вообще полными дилетантами, чей приход мог полностью огламурить новый телеканал, себя не проявили.
Сделать спорт совершенно неинтересным достаточно сложно. Наличие прямых эксклюзивных трансляций с топовых в мире спорта событий — базовая основа сетки вещания любого телеканала, способ и качество подачи тоже важны, но уже во вторую очередь. С точки зрения показа того, что само по себе интересно, «Матч ТВ» достаточно полно реализует предоставленные ему богатые финансовые возможности — зря, что ли, он создавался по указу президента РФ Владимира Путина и в системе «Газпром-медиа»? Год прошел, можно рапортовать о достигнутых успехах.
Россия — великая наша держава
Предъявлять претензии по поводу того, что новый телеканал выполняет идеологический заказ партии и правительства, бесполезно — на то он федеральный и общенациональный, чтобы не отступать от генеральной линии. Стране — победы, медали и рекорды, населению — здоровый образ жизни, спорт — в каждую семью, все — на «Матч». На «Матч» еще и потому, что преференции предоставлены, конкурентов нет, монополизация абсолютная, поляна с этой целью и зачищалась.
Правда, рейтинги обещанных небывалых высот не достигли. Даже с учетом того, что уходящий год был насыщен грандиозными спортивными событиями, так или иначе получавшими отражение на «Матч ТВ». Самые рейтинговые и знаковые трансляции все-таки отбирали большие дяди с Первого канала и «России», но причина достаточно прохладного отношения зрительской аудитории не только в этом.
Мы ведь не только нефутбольная, о чем недавно проговорился экс-главный тренер сборной России Леонид Слуцкий, но и не такая уж спортивная страна. На уровне спорта высших достижений, да и то с очень большими оговорками, — еще вполне конкурентоспособная, на уровне массовом можем похвастаться разве что цифрами и лозунгами, на уровне проникновения спорта в повседневный обиход, национальной им увлеченности вообще хвалиться нечем.
На «Матч ТВ», полагаю, была возложена задача ежедневно и ежечасно доказывать, что Россия — великая спортивная держава. Миссия — от лукавого, призванная создавать видимость благополучия. Противоречие с реалиями было неизбежным.
Допинг прямого эфира
Год назад после агрессивной кампании по раскрутке старт телеканала «Матч ТВ» совпал с началом международной антидопинговой и «антироссийской» кампании, грозившей поставить крест на амбициях «великой спортивной державы». Выбирать не приходилось, надо было подстраиваться под «линию партии». Но у самой власти выработка позиции по отношению и к претензиям, и к очищению от зла под названием «допинг» продолжается до сих пор. Так что колебаться пришлось вместе с линией.
Поэтому на «Матч ТВ» и не могло быть плодотворных дискуссий по поводу действительно глобальной проблемы. Как отбивались российские чиновники — так вместе с ними защищался и телеканал. Российский спорт получал удар за ударом, а эффективность ответных действий ограничивалась пропагандой, рассчитанной исключительно на внутреннего потребителя. Потребитель верил не всему. Жесткий, но взвешенный анализ ситуации отсутствовал, потому что мог внести нежелательный диссонанс, заставить сомневаться в том, что у нас на спортивно-физкультурном фронте все в порядке.
А ведь и без допинга проблем хватает. В стране есть политика власти по отношению к спорту, но системы как не было, так и нет. Фасад с фейерверками, вручением медалей и автомобилей, олимпийскими балами и чествованием чемпионов выстроен по советскому канону, с задворками куда хуже. Заточенность исключительно на позитив сводит любое обсуждение либо к отчету, либо к спору хорошего с лучшим, либо к дружеской перепалке.
Ответ за всех держит и определяет направление экс-министр, а ныне вице-премьер и президент Российского футбольного союза Виталий Мутко: «Трудности есть, но мы их преодолеваем».
Штамп под нож
Еще до запуска нового телеканала было понятно, что интересно рассказывать о спорте хоть в новостном, хоть в аналитическом формате дано немногим. Визитная карточка канала в виде выходящей в прямом эфире информационно-аналитической программы «Все на Матч!» в конце концов обрела более или менее пристойный вид, но и она, и ряд других программ с участием экспертов и претендующих на аналитику, не избавившись от старых недостатков, приобрели и новые.
В наследство от «России 2» досталось неуемное и, как правило, неуместное и пошловатое восхваление не только гостей, но прежде всего друг друга. «Как всегда, великолепно представил…», «с нами самая обаятельная ведущая…», «прекрасная и обворожительная…», «блестящая аналитика в исполнении…». Особенно смешно комплименты выглядят, когда «аналитика» не идет дальше того, что «во втором тайме играли лучше, чем в первом».
С футбольными экспертами в основном беда. Одним просто нечего сказать, кроме штампов, известных каждому школьнику. Другим говорить откровенно не позволяет статус и встроенность в систему. Третьи, как, к примеру, Валерий Карпин или Роман Широков, за словом в карман не лезут, но это люди на ТВ явно временные, еще не дотренировавшие или не доигравшие. «Правдорубов» на «Матче» не привечают, а отсутствие харизмы у стандартного набора известных лиц не восполнишь ни обучением, ни опытом.
Руководство «Матч-ТВ» запретило к употреблению несколько десятков словосочетаний, в число которых вошли «гол в раздевалку», «подопечные тренера», «валидольный матч»
Профессионалов среди журналистов, ведущих и комментаторов хватает, хуже с харизматиками. От кого-то избавились технично, с кем-то, как с Василием Уткиным, выясняли отношения долго, но с тем же результатом. Нестандарт на «Матч ТВ» если и приветствуется, то в определенных рамках. Иногда создается ощущение, что задача из всего сущего делать конфетку оборачивается изготовлением обертки.
В качестве борьбы со штампами и жаргонизмами руководство «Матч-ТВ» запретило к употреблению несколько десятков словосочетаний, в число которых вошли «гол в раздевалку», «подопечные тренера», «валидольный матч». Потугам комментаторов, искавших в соответствующий момент аналоги, можно было посочувствовать. Но дело еще и в том, что сетка вещания канала пестрит названиями, которые ничем не оригинальнее пресловутого списка.
Удачи есть, но они редки. Чем больше пауза между прямыми трансляциями, тем больше проблем. Впрочем, есть «Рокки»-1, 2, 3 и американская же «документалка» — прошедшая пятница в плане заимствований и повторов была весьма симптоматичной.
Но ждали-то все субботы.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»