Это войдет в учебники пиар-кампаний. Сначала на улицах Вашингтона, Лондона и других столиц появились броские рекламные щиты: с автоматом Калашникова и вопросом «Что является самым мощным оружием?»; на другом плакате лица президента Обамы и президента Ирана (уже бывшего) Ахмадинежада сливались в одно и стоял новый вопрос: «От кого исходит самая большая ядерная угроза?» Рекламный слоган гласил: «Не бойся задавать вопросы».
Сначала в США на них обратила внимание определенная немногочисленная группа граждан — те, кого общество считает маргиналами: сторонники теории заговоров, верившие в «рукотворные взрывы» 11 сентября, участники движения «Оккупируй Уолл-стрит», защитники Брэдли Мэннинга (сейчас после смены пола его зовут Челси), сдавшего сайту WikiLeaks служебную переписку Пентагона и Государственного департамента, коммунисты, анархисты, неформалы, бывшие чиновники и прочие люди, обиженные на здешнюю систему. Все они к тому же с восторгом говорили о Russia Today (RT), противопоставляя российский канал американским массмедиа.
Один из первых звоночков для «вашингтонского обкома» прозвучал в 2011 году — через 6 лет после создания российского международного вещательного канала RT. Тогдашняя госсекретарь Хиллари Клинтон на слушаниях в Конгрессе констатировала: США проигрывает информационную войну, основными конкурентами американских СМИ, по ее словам, являются арабский телеканал Al Jazeera, китайский CCTV и российский RT. Еще через два года Хиллари Клинтон заявила, что BBG — Совет управляющих по вопросам вещания, контролирующий работу «Голоса Америки», «Радио Свободная Европа-Радио Свобода» и других организаций, вещающих за пределами США, «практически не функционирует».
С тех пор финансирование и вещание RT только нарастает, канал на английском, арабском и испанском языках могут принимать 700 миллионов человек, созданы интернет-платформы на французском и немецком. В США RT можно смотреть в свободном кабельном доступе, в том числе во всех крупных отелях, вступил в действие интернет-ресурс «Спутник» на 35 языках. Кризис в российской экономике не стал помехой в развитии изданий, отстаивающих «коренные интересы» и воюющих с «англосаксонскими СМИ».
За несколько недель до всеобщих выборов президента США здешние СМИ пишут о поражении Запада в «информационной войне», а один из кандидатов в президенты — Дональд Трамп не только обильно цитирует российские источники информации, но и пользуется очевидной поддержкой армии журналистов, блогеров, интернет-троллей и ботов, управляемой и финансируемой из единого центра в Москве.
Среди ведущих RT — узнаваемые и даже любимые в Америке лица: Эд Шульц, у которого была своя программа на NBC, Ларри Кинг — многолетний ведущий CNN, которого мое поколение журналистов считало образцом интервьюера, которому открыто подражали многие российские телезвезды. Недавно Кинг интервьюировал Дональда Трампа — на канале RT. А еще в эфире канала «отметились»: создатель WikiLeaks Джулиан Ассанж; бывший борец и губернатор штата Миннесота Джесси Вентура — сторонник теории заговора вокруг событий 11 сентября; бывший конгрессмен Рон Пол — участник президентской гонки-2012; нынешняя кандидат в президенты от Партии зеленых Джилл Стайн. Кстати, еще на прошлых выборах в 2012-м Ларри Кинг провел на канале RT «альтернативные дебаты» кандидатов в президенты США от — зеленых и либертарианцев.
Американский Конгресс, как и 5 лет назад, бьет тревогу и разрабатывает законопроекты по борьбе с зарубежной пропагандой. «Пропаганда» в США — ругательное слово. Сенаторы Мэрфи и Портман предлагают создать Центр информационного анализа и противодействия, объединяющий сотрудников разных федеральных агентств. Конгрессмены Ройс и Энгел добиваются реформы BBG — сокращения бюрократии и «расточительного дублирования усилий» разных новостных структур, работающих под общей крышей. В интервью the Washington Times автор законопроекта, председатель комитета по иностранным делам Палаты представителей, республиканец Эд Ройс вспоминал, как, будучи студентом, направленным в Восточную Германию по программе международного обмена, видел, как студенты в Берлине и Дрездене с удовольствием слушают американское радио.
Но со времен Рональда Рейгана коммуникационные технологии шагнули в новую реальность, а Америка, отмечает конгрессмен-демократ Элиот Энгел, «не успевает эффективно отвечать на новые вызовы».
Защищенный Первой поправкой, обеспечивающей свободу слова, телеканал RT в США, похоже, не ждет неприятности в виде ареста банковских счетов или запрета на вещание. Несмотря на различные санкции, введенные Вашингтоном в отношении России, вопрос здесь так не ставится. Хотя западные специалисты в области СМИ убеждены, что за деятельностью российских вещателей стоит гораздо больше, чем информационная конкуренция с американскими медиа и желание задавать «неудобные вопросы».
«Возьмем, к примеру, Трампа»
Кандидат в президенты упорно повторяет, что он не знает Путина и не имеет связей с Россией. Но это не мешает ему повторять то, что передает российская пропаганда, пишет New York Magazine.
Весь мир видел, как Трамп усомнился, что серверы Национального комитета Демократической партии были взломаны российскими хакерами. «Я заметил: всякий раз, когда случается что-то неправильное они (демократы) утверждают, что это (сделали) русские, хотя она (Хиллари) точно не знает, что это были русские хакеры, может, вообще хакеров не было, — заявил Трамп на дебатах. — Они всегда обвиняют Россию. Обвиняя Россию, они думают тем самым очернить меня». Это говорит человек, который несколькими неделями ранее публично призывал российских хакеров найти и обнародовать личную почту Хиллари. Трамп сомневается, что российские хакеры взломали сайт демократов, хотя ему об этом сообщили на специальном закрытом брифинге представители американской разведки, подчеркивает издание.
Трамп сомневается в хакерском перехвате, но на следующий день цитирует на митинге в Пенсильвании сайт WikiLeaks, опубликовавший «добытое хакерами» письмо Синди Блюменталя, доверенного лица Хиллари Клинтон, якобы сообщившего главе предвыборной кампании Джону Подесте о том, что «трагедию в Бенгази (смерть четырех американцев, в том числе посла в Ливии в бытность Хиллари Клинтон госсекретарем. — А.П.) можно было почти точно предотвратить», и далее, что желание Республиканской партии провести расследование вины Клинтон является «законным».
Блюменталь этого не писал, информация была сфабрикована агентством Sputnik, написавшим, что это «разоблачение» может стать «большим октябрьским сюрпризом». Получилось так, что Sputnik выдал слова известного журналиста Newsweek Курта Эйхенвальда (его цитировал в письме Блюменталь) за собственное мнение человека из «ближнего круга» Хиллари. Обнаружив «ошибку», Sputnik снял с сайта «разоблачительную статью», а вот Трамп ее процитировал.
Оба российских СМИ — RT и Sputnik — на этих выборах «публично высказали свое предпочтение Трампу», пишет в The Washington Post бывший посол США в Москве Майкл Макфол. RT и Sputnik щедро цитируются как источники достоверной информации американским консервативным изданием Breitbart News, чей бывший генеральный директор Стивен Бэннон сейчас работает в избирательном штабе Трампа.
В августе предшественник Бэннона — Пол Манафорт, работавший советником в команде президента Украины Януковича, заявил в интервью СNN, что натовская база в Турции была атакована террористами. Как утверждает издание Buzz Feed шум вокруг базы, где находится ядерное оружие, был поднят в Твиттере после одновременных сообщений RT и Sputnik о пожаре на базе в результате «возможного акта саботажа» и акциях протеста, которые могут привести к захвату объекта.
Трамп цитирует RT и Sputnik, а они цитируют Трампа — такой круговорот информации.
«Ничто не является правдой и возможно все»
Так называется книга эксперта по СМИ и телевизионного продюсера из Великобритании Питера Померанцева, посвященная особенностям нового русского иновещания. «Некоторые из современных приемов напоминают обновленную модель «активных мероприятий. Так в советские времена называлась кампания дезинформации и психологической войны, проводимая соответствующим подразделением КГБ с целью запутать и дезорганизовать Запад, отмечает эксперт.
«Активными мероприятиями» в разгар холодной войны занимались 15 тысяч агентов. Одной из целей было размещение дезинформации в зарубежных СМИ. Истории были разные: это и создание в лабораториях ЦРУ нового биологического оружия, что «вызвало» к жизни вирус иммунного дефицита, и обвинение США в попытке покушения на Папу Римского Иоанна-Павла II. Тогда, отмечает автор исследования, советские специалисты по «активным мероприятиям» старались сделать фальшивки максимально правдоподобными. Сейчас их авторы не боятся разоблачений. Смысл в том, чтобы максимально замусорить информационную среду, чтобы потребители информации потеряли всякую надежду найти правду в море хаоса.
Информация стала оружием, отмечает Питер Померанцев. Новостные каналы Кремля — это не просто скверные клоны BBC или CNN. Они стали военными и разведывательными инструментами — особенно мощными в регионах, где проживает русскоязычная диаспора (страны Балтии), или там, где особенно сильны антиамериканские настроения — Латинская Америка и Ближний Восток. Именно в этих регионах Кремль увеличивает мощности своего иновещания.
Американскому зрителю российские СМИ рассказывают о том, что Хиллари Клинтон тяжело больна, что на всеобщих выборах голоса избирателей будут подтасованы, что Обама и Клинтон стояли у истоков создания ИГИЛ (запрещенная в РФ террористическая организация). А в американских социальных сетях уже рассуждают о возможных акциях гражданского неповиновения, чуть ли не о гражданской войне, по итогам выборов президента США. Дональд Трамп, как известно, заявил, что он еще посмотрит, признавать ли эти итоги.
Феномену российской «информационной войны» против Запада посвящаются статьи и исследования, эксперты пишут рекомендации на тему «как противостоять информационному наступлению».
На слушаниях в Конгрессе в июне этого года бывший посол в Москве и «архитектор перезагрузки» Майкл Макфол предположил, что США сделают ошибку, если в ответ на российскую пропаганду станут отвечать пропагандой американской. Лучший метод бороться с дезинформацией — правдивые репортажи заслуживающих доверия журналистов из России, Украины и других стран. Прямая американская финансовая помощь независимым изданиям может им только навредить. Необходимо сосредоточиться на развитии программ обмена, организации учебы в американских и европейских университетах, стажировки в западных СМИ. «Образование и свободный поток информации — наши лучшие инструменты в долгой борьбе против российской пропаганды».
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»