21 октября 2016 года самолет авиакомпании «Белавиа» вылетел из киевского аэропорта «Жуляны» по расписанию, в 15.25. На борту — 136 пассажиров и 6 членов экипажа. Через час «Боинг» должен был приземлиться в Минске. Но через 11 минут после начала полета, на расстоянии 50 километров до входа в белорусское воздушное пространство, киевский диспетчер без объяснения причин приказал экипажу немедленно развернуть самолет и возвращаться в аэропорт вылета.
Из пресс-релиза авиакомпании «Белавиа»: «Также было заявлено, что в случае невыполнения команды в воздух будут подняты истребители. Командир воздушного судна выполнил поступившее указание и в 15.37 приступил к снижению. В 15.55 самолет авиакомпании «Белавиа» приземлился в международном аэропорту «Жуляны». После посадки с борта воздушного судна правоохранительными органами Украины был снят один пассажир, являющийся гражданином Армении».
Приземлившийся «Боинг» полчаса стоял на летном поле. Затем к самолету подъехала машина с людьми в штатском. Они поднялись на борт и вывели оттуда пассажира — гражданина Армении Армена Мартиросяна. Самолет снова вылетел в Минск, в 16.37 после дозаправки. А Мартиросян, блогер-антимайдановец, после повторного досмотра багажа был отправлен в Минск следующим рейсом «Белавиа», в 19.00. Из Минска Мартиросян вылетел в Москву. Теперь он собирается обращаться и в украинский суд, и в ЕСПЧ.
Официальное заявление «Белавиа» последовало сразу же после приземления киевского рейса в аэропорту Минска. Авиакомпания потребовала от «Украероруха» возмещения расходов и издержек, последовавших из-за возвращения в Киев, и извинений. Украинская диспетчерская служба молчала до позднего вечера, затем последовал скупой комментарий: требование вернуть минский рейс исходило от СБУ.
Временный поверенный в делах Украины в Белоруссии Валерий Джигун в субботу был вызван в МИД, где ему вручили ноту протеста. В тот же день начальник аппарата главы СБУ Александр Ткачук сообщил журналистам, что служба получила информацию об иностранном гражданине как об источнике возможной угрозы национальной безопасности. В тот момент гражданин уже находился в воздухе на борту «Белавиа». И СБУ решила вернуть самолет в Киев, чтобы провести «необходимые проверочные мероприятия и убедиться, что любая угроза и национальным интересам Украины, и национальной безопасности государства локализована». Ткачук утверждает, что ни о каких истребителях речи не было: «Я думаю, что немного абсурдно считать, что наши военные летательные аппараты могут быть применены против гражданского борта».
Но тем же вечером в эфире белорусского телевидения командир экипажа того самого «Боинга» Виктор Шишло рассказал, что угроза поднять истребители была. Украинский авиадиспетчер не объяснял причин возвращения в Киев, лишь пообещал сообщить их уже на земле, и сказал: «…если не выполните команду на возврат, в воздух будут подняты истребители». Шишло обратил внимание на то, что все переговоры летчиков с диспетчерами ведутся на английском языке, но угрозу поднять истребители тот произнес по-русски. Кстати, перехваты самолетов регулируются Чикагской конвенцией. И никаких оснований для перехвата белорусского самолета не было. Пилоты не пытались улететь в Белоруссию после требования вернуться (ну да, 50 километров до отечественного воздушного пространства — это пара минут максимум, истребители бы все равно не успели, но авиасообщение с Белоруссией Украина имела бы полное право прекратить), они тут же развернули самолет и приземлились в «Жулянах».
Заместитель генерального директора «Белавиа» Игорь Чергинец утверждает, что все разговоры пилотов с наземными службами записываются и могут быть в любой момент предоставлены украинской стороне. Но — не прямо сейчас, поскольку самописец снят с борта и отдан на расшифровку. Кроме того, «Белавиа» собирается запросить аналогичную запись у украинской стороны: наземные службы тоже фиксируют все переговоры.
Вопрос, была ли угроза поднять истребители, — главный в этой истории. Мартиросян будет судиться не только в Украине — он намерен обратиться и в ЕСПЧ, имеет полное право. СБУ, в свою очередь, имела право потребовать вернуть белорусский самолет, получив информацию (пусть неподтвердившуюся) об угрозе национальной безопасности. Но если украинский диспетчер угрожал поднять истребители — это серьезное нарушение Конвенции о международной гражданской авиации. Отрицать или утверждать что бы то ни было в этом случае бессмысленно: бортовые самописцы фиксируют всё. Только они и дадут ответ на вопрос об истребителях. Но когда выяснится, что одна из двух сторон врёт, сразу возникнет много новых вопросов.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»