Репортажи · Политика

Повестка временных лет

Новые санкции — не сегодня, а о снятии старых можно пока забыть. Итоги саммита в Брюсселе

Александр Минеев , Соб. корр. в Брюсселе
На брюссельском саммите Евросоюза разговору о России был посвящен целый рабочий ужин, затянувшийся до часа ночи пятницы. Но в заключительном документе он выразился одной строчкой: «Европейский совет провел политические дебаты о стратегии отношений с Россией».
Москву, судя по российскому телевидению, во всем этом саммите волновало лишь одно: введет Европа против России вдобавок к санкциям «за Крым и Донбасс» еще и «сирийские» или нет. Затаили дыхание… Не ввела. Ура, мы опять победили!
Никакого решения о санкциях, ни о «старых», ни о «новых», на встрече лидеров ЕС не планировалось. Его не было в повестке дня. Санкции не упомянуты в документах, хотя вполне прозрачно угадываются в формулировке «все возможные варианты, в случае если...» — и могут возникнуть в будущем.
О подробностях дискуссии за овальным столом на верхнем этаже дворца «Юстус Липсиус» можно догадываться по «утечкам», которые чиновники и дипломаты сливали в кулуарах «своим» журналистам. Но короткое резюме представил на ночной пресс-конференции председатель Евросовета Дональд Туск.
Лидеры ЕС пытались проанализировать политику Кремля последних лет, чтобы потом определить новую стратегию отношений. Это был пока первый подход к выработке новой стратегии. Машина ЕС работает медленно.
Россия продолжает подрывную деятельность против ЕС, утверждал, подводя итог дискуссии, Туск. Это выражается в ее действиях. От нарушений воздушного пространства стран ЕС, расширения кампаний дезинформации и кибератак, вмешательства в политические процессы в ЕС («подкормка» популистских евроскептических группировок. — А.М.) и стран за его пределами (намек на хакерские атаки в США), применения гибридных средств на Балканах до вмешательства в расследование катастрофы малайзийского лайнера рейса МН-17.
По его словам и, очевидно, по мнению большинства участников саммита, эти примеры свидетельствуют, что стратегия России состоит в ослаблении ЕС.
«Мы провели трезвый анализ реальности и не питаем больше иллюзий», — подытожил Туск, заверив, что лидеры 28 стран ЕС договорились не ослаблять единства союза.
«Усиление напряженности с Россией не наша цель, — продолжал Туск. — Мы лишь реагируем на шаги России. ЕС всегда готов к диалогу, но мы никогда не поступимся нашими ценностями и принципами».
Во всем перечне попыток России ослабить и расколоть ЕС он выделил историю с расследованием катастрофы малайзийского лайнера над Донбассом. Лидеры всех 28 стран ЕС выразили полную поддержку правительству Нидерландов, которое обеспечивает профессиональное расследование, сообщил он. И призвал все страны, которые имеют возможность, помочь расследованию и судебному преследованию виновных.
Санкции на саммите ЕС официально не обсуждались, но обсуждалась гуманитарная катастрофа в Алеппо. Евросоюз осудил бомбардировки жилых кварталов авиацией сирийского режима и его союзников, то есть России. Он сосредоточился на прекращении огня и доступе гуманитарной помощи, на процессе политического урегулирования в Сирии.
Крупные игроки ЕС говорили о России жестко
Президент Франции Олланд назвал Алеппо «городом-мучеником», обязался и дальше оказывать давление на Путина, чтобы тот остановил бомбардировки вместо продолжения поддержки Асада. Именно Олланд ввел в оборот прозрачную угрозу «рассмотреть все возможные варианты» давления на Россию, избежав слова «санкции».
«Если бойня, бомбардировки продолжатся, то тогда в первую очередь нужно будет вынести ряд санкций против сирийских ответственных лиц, — предложил он. — Россия также станет объектом ответа, и его обсудит Европейский совет, если она продолжит бомбардировки. Но мы еще не в этой стадии».
Судя по утечкам, председатель правительства Италии Ренци использовал в ходе саммита весь свой южный темперамент, чтобы вымарать слово «санкции» применительно к России хотя бы из официального документа. Он единственный из тяжеловесов ЕС возглавил лагерь стран, выступающих против санкций. Мол, они не принесут пользы, но могут оттолкнуть Россию от политического урегулирования в Сирии.
Крупные игроки ЕС говорили о России жестко. Канцлер ФРГ Меркель: «Очень важно друг с другом разговаривать, но это не должен быть разговор ради разговора». Премьер Великобритании Мэй: «Россия угрожает демократическим ценностям и институтам, ведет себя агрессивно». Глава дипломатии ЕС Могерини: «Все варианты открыты… Наш подход к России — это баланс твердости и диалога. Он позволит и дальше поддерживать единство в ЕС».
Единства по санкциям, которые экономически неприятны, особенно некоторым странам союза, — действительно нет. Но у ЕС нет других средств внешнеполитического воздействия. Российской военной машине, второй по мощи после американской, он может противопоставить только свою экономическую мощь. И пока в состоянии это делать без очень болезненного для себя ущерба. Но также дипломатию и игру на немногочисленных общих интересах.
Да, единства мнений о новых санкциях или ужесточения старых сегодня среди лидеров стран союза нет, рассуждал в беседе с журналистами председатель Европарламента Шульц. Скорее всего, в ближайшее время это не произойдет, если (в Сирии и на Донбассе) совсем «не похужает». Но теперь также нет и шансов на ослабление или снятие действующих санкций (к чему уже вплотную подошли в период «до Алеппо»).
ЕС, по мнению Шульца, находится в трудной моральной ситуации. Он наблюдает за происходящим, видит военную эскалацию и сознает очень ограниченные инструменты воздействия в своем распоряжении. Стратегия, основанная на видении желаемого, не работает в отношении России. У нее сильные вооруженные силы, и это важно, когда война. Для остановки военной эскалации лучше всего искать общие интересы и пытаться сыграть на них, считает немецкий политик-социалист.
Вера в способность ЕС — как единого целого решать сложные проблемы в сегодняшнем турбулентном мире — несколько пошатнулась в дни брюссельского саммита. Вся европейская рать, включая главу Еврокомиссии Юнкера и премьер-министра Бельгии Мишеля, не смогла в провинциальном Намюре убедить социалистическое правительство бельгийского региона Валлонии ратифицировать знаковое для ЕС соглашение о свободной торговле с Канадой. Регион, представляющий менее одного процента населения ЕС, заблокировал важнейший союзный проект, обрушив надежды и на подписание трансатлатического договора с США. Демократия предполагает отсутствие полного единства и разномыслие, уважение процедур, но не до такой же степени…
Брюссель