Из выступления патриарха Кирилла в Успенском соборе, июль 2009 года
«Царь Иван Грозный в последние годы своей жизни, окружив себя опричниной, творил дела беззаконные. Стремясь укрепить свою собственную личную власть, он расправлялся со всеми, кого подозревал в некой оппозиции.
Море крови было пролито на Руси.
И когда царь, после очередного набега на свой собственный народ, очередной расправы с теми, кого он подозревал, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы попросил благословения у митрополита Филиппа, тот благословения не дал.
Это был великий знак всему народу, что царь творит беззаконие.
Дорого стоило святителю Филиппу это пасторское, исполненное правды Божией, деяние.
Он был отстранен, низвергнут, отослан в Тверь, и там, в отрочьем монастыре, находился в заточении.
Но даже в заточении он представлял для грозного царя опасность. Это был живой укор его совести.
И именно поэтому грозный царь и убивает святителя.
Он ушел из жизни отверженный, оклеветанный. Но ведь память об этом святителе невозможно было изгладить никакими царскими к нему отношениями.
Эти отношения царя были очень и очень плохими.
И конечно, многие люди, боясь грозного царя, повторяли вслед за ним ложь и клевету, возводя их на святителя. И наверное, боялись приехать к его могиле...»
смотреть видео полностью
из новостей 2016 года
Октябрь.Первый памятник Ивану Грозному в России освятил личный духовник патриарха Кирилла старец Илий.
Август.Губернатор Орловской области Вадим Потомский передал слова патриарха Кирилла чиновникам обладминистрации на заседании 1 августа 2016 года о том, что глава РПЦ поддерживает строительство памятника Ивану Грозному в Орле, хотя и выступает против его канонизации.
«Как мощные государственники они (Иван Грозный и Петр Первый — ред.) навсегда останутся в истории. Иван Грозный как основатель города Орла заслуживает установки здесь памятника», — процитировал слова патриарха Кирилла губернатор.
О том, как менялось отношение официальной церкви к Ивану Грозному и как переосмысление превратилось в одобрение — читайте в материале Бориса Кнорре «Опричное богословние».