Сюжеты · Общество

Женщины в огне войны

Премия имени Анны Политковской вручена в Лондоне

7 октября в десятую годовщину убийства Анны Политковской, в Лондонев десятый раз вручают Премию ее имени. Премия Анны Политковской учреждена международной неправительственной организацией RAW in War (Reach All Women in War — «Помочь каждой женщине в огне войны»). Первым лауреатом премии в 2007 году стала Наталья Эстемирова. В 2008‑м — афганская правозащитница Малалай Джоя, в 2009 году премией было отмечено женское движение Ирана One Million Signatures Campaign for Equality. В 2010 году лауреатом стала доктор Халима Башир, правозащитница из Судана. В 2011‑м награду получила журналистка, адвокат по правам человека Разан Зайтунех из Сирии. Погибшая в Сирии Мэри Колвин стала лауреатом 2012 года. В 2013 году высокую награду получила пакистанская школьница и правозащитница Малала Юсуфзай. В 2014 — Виан Дахиль, депутат иракского парламента. В прошлом году лауреатом премии стала сирийская журналистка Холуд Валид. Вэтом году лауреатов двое: колумбийская журналистка Хинет Бедойа Лима и российская правозащитница Валентина Череватенко.
Организация RAW in WAR находится под огромным впечатлением от невероятной смелости Хинет Бедойа Лимы, которая стала голосом женщин — жертв войны в Колумбии, и Валентины Черeватенко, которая неустанно работает на поприще построения доверия между народами и общинами Северного Кавказа, Армении, Грузии и Украины во имя мира и примирения, невзирая на грозящую им обеим опасность, — говорится в официальном сообщении Комитета премии имени Анны Политковской.
Член комитета Барон Джадд Портси сказал о присуждении премий Хинет Бедойа Лиме и Валентине Череватенко: «Анна не должна быть забыта. Она была ярким примером принципиальности и полной приверженности правде, невзирая на последствия. Ее бесстрашие тем более поразительно, что она не могла не знать о том, чем это может закончиться для нее. Валентина и Хинет продолжают эту традицию. Обе являются прекрасными вдохновляющими примерами для всех нас».
Мы отмечаем работу Хинет Бедойа и ее бесстрашное освещение расправ над гражданским населением, расследование случаев коррупции, ставшей результатом 52 лет конфликта в Колумбии. В 2000 году, во время проведения интервью в тюрьме для составления отчета об участии колумбийской армии в вооружении полувоенных группировок, Хинет была похищена группой лиц, представившихся соратниками одного из лидеров повстанцев. Ее привезли на заброшенный склад, долго и жестоко избивали, многократно подвергали групповому изнасилованию, а затем бросили голую на обочине дороги.
В 2009 году Хинет начала кампанию «Теперь не время молчать» («No Es Hora De Callar»).Ее цельдобиться правосудия для тысяч колумбийских женщин, которые подверглись изнасилованиям и другим актам сексуального насилия во время конфликта. 26 сентября 2016 года в Колумбии было подписано историческое мирное соглашение, ознаменовавшее официальное окончание 52 лет конфликта, сопровождавшегося злостными нарушениями прав человека. Почти половину официально зарегистрированных в стране 7,8 миллиона «жертв войны» составляют женщины.
RAW in WAR также чествует Валентину Череватенко, самоотверженную российскую правозащитницу, которая посвятила свою жизнь поддержке гражданского населения, которое по-прежнему страдает от вооруженных конфликтов на Северном Кавказе, в Армении, Грузии и на Украине. В рамках своей организации «Женщины Дона» Валентина работает с людьми, перенесшими тяжелые психологические травмы в результате конфликтов и насилия.
В настоящее время на Валентину заведено уголовное дело по обвинению в том, что она не подавала заявления о регистрации своей организации в качестве «иностранного агента» и получала финансирование из-за рубежа. Это первое уголовное дело против российского НКО, возбужденное по статье об уклонении исполнения закона об «иностранных агентах». По этой статье Валентине грозит до двух лет лишения свободы.
Сестра Анны Политковской, член Комитета по номинациям Елена Кудимова на торжественной церемонии сказала: «Прошло десять лет со дня убийства моей сестры. Вручение премии в этом году наполняет меня печалью и гордостью одновременно. Печалью, потому что десять лет спустя эта награда по-прежнему необходима, чтобы почтить женщин, пострадавших в ходе неустанной борьбы за правду и права человека. Гордостью, потому что на свете есть такие замечательные женщины, как Хинет и Валентина, которые смело продолжают эту традицию…»
Вручая премию имени Анны Политковской-2016Хинет Бедойа Лиме, RAW IN WAR отдает дань всем женщинам Колумбии, которые были убиты, пропали без вести, подверглись пыткам и изнасилованиям на протяжении 52 лет вооруженного конфликта. Сегодня RAW IN WAR призывает международное сообщество сделать все возможное для того, чтобы мирный процесс в Колумбии восстановил долгожданную справедливость для жертв этого конфликта.
В десятую годовщину убийства Анны Политковской RAW IN WAR также призывает российские власти защищать правозащитников от нападок и гонений и привлечь к ответственности всех причастных к убийству Анны Политковской.
И по традиции лауреаты премии написали письмо Анне Политковской.
Дорогая Анна!
Когда меня похитили, я провела в заключении много бессонных и одиноких ночей. Но каждый раз, когда тоска стучалaсь в мою дверь, я думала о том, как мне повезло, что я еще жива; какое счастье, что выстрел из приставленного к моему виску 9-мм пистолета так и не прозвучал.
Еще долго по ночам я ощущала кожей эту тяжесть у виска и вспоминала ирландку Веронику Герин, мексиканок Марселу Xарче и Росио Гонзалес и тебя, Анна.
Я спрашивала себя, стоит ли все это стольких жертв: отказа от личной жизни, публичных издевательств и насмешек, поединка с власть предержащими и коррупционерами, которые считают себя хозяевами наших жизней. Стоит ли подвергать наши семьи бесконечным разлукам, запугиваниям, постоянному страху за нашу судьбу.
Если честно, я должна признаться, что больше всего меня пугает не то, что в один прекрасный день этот выстрел все-таки прогремит или найдется другой способ заставить меня замолчать. Меня страшит возможность того, что правда так и не восторжествует, что власть имущие так и не будут выведены на чистую воду, что жестокость и насилие останутся безнаказанными из-за амнезии, которая царит в нашем обществе.
Твои неустанные усилия растормошить людскую память стоили тебе жизни, навеки закрыли твои глаза, но одновременно открыли глаза многим другим, включая и меня, на возможность не сдаваться.
Миллионы людей нуждаются в этой маленькой горстке несдающихся. И сегодня, через десять лет после твоего убийства, я принимаю решение не сдаваться в твою честь.
Сейчас, когда мне вручают премию имени Анны Политковской, в моей стране, Колумбии, заканчивается 52-летняя война. Пули, унесшие твою жизнь, лишили жизни более 200 000 колумбийцев.
Наследие женщин, таких как Анна, состоит в том, чтобы не позволить этому повториться вновь. Это — главное, что остается после нас.
Эта награда — моя дань колумбийским женщинам, жертвам вооруженного конфликта в Колумбии. Их тела использовались в качестве орудия войны, как это происходит во многих точках земного шара. Я работаю журналисткой уже 20 лет, освещая этот вооруженный конфликт. Настало время вернуть этим женщинам их честь и достоинство.
Xинет Бедойа Лима
Описание к изображению

О чем я не успела сказать…

Дорогая Анна!
Так случилось, что, работая в одном регионе, мы не раз встречались на разных мероприятиях, в аэропортах, городах и селах Северного Кавказа. Наши пути сходились и расходились, и мы каждый раз говорили друг другу, что надо встретиться и поговорить — не на бегу, но так и не успели этого сделать. У меня в одном из старых блокнотов остались твои московский адрес и телефон, написанные твоей рукой.
Мы не успели встретиться, и я не успела сказать…
И уже не скажу, потому что мои слова тогдабыли бы адресованы к тебетой. А сегодня я хочу говорить с другой Анной — с той, которая прошла через годы страданий, борьбы и страха, но выжила. Выжила — пусть и в памяти родных, друзей, коллег и многих, многих людей, потому что от этой веры зависит будущее: ведь каждый раз смерть единомышленника, человека, с которым ты делаешь одно общее дело, дело твоей и его жизни, — уносит веру в будущее, с одной стороны, а с другой — развязывает руки тем, для кого власть и богатство превыше всего, выше мира, дружбы и любви, чем бы это не прикрывалось.
Помнишь, Анна, когда мы работали в Чечне, нам казалось, что ничего страшнее быть не может?
Я никогда не забуду первую миротворческую миссию «Женщин Дона». Мы приехали (шесть женщин и двое мужчин) — группа людей, которые верили, что от них многое (или хотя бы что-то) зависит. Мы были наивны, что верили… Мы были представителями поколения, знавшего войну по книжкам и фильмам, по рассказам наших дедов и бабушек. Там, на той прошедшей войне, были враги, пришедшие на нашу землю. А здесь, в Чечне, в Грозном, мы увидели другую войну, где по ту сторону окопов был тот же народ, что и по эту.
Мы увидели настоящую трагедию, сожженные квартиры, разрушенные дома, улицы…и могилы, могилы в центре дворов. Мы узнали людей, самых простых людей, людей разных национальностей, ставших заложниками трагедии.
Люди, люди — самое главное, те, ради кого и ты, Анна, и мы постоянно возвращались: из мира — в войну.
Я помню, как после обмена пленными я еле дошла туда, где мы все оставались на ночлег. А там — другие члены нашей команды. Они слушали женщину, рассказывающую про новогоднюю ночь. Ночь наступающего 1995 года, когда бомбили город Грозный, бомбили, не разбирая людей по национальности, всех. Всех…
Ты же знаешь, Анна, тогда в каждой квартире матери прятали своих детей. Они ползали по полу, пытаясь найти место, где было бы меньше осколков, огня, где можно было сохранять надежду и выжить. Я помню девочку, которая пряталась вместе с мамой и говорила слова, которые сожгли мою душу и запомнились навсегда. «Не волнуйся, мама, не волнуйся, я не боюсь умирать»…
Я знаю, где ты была бы, Анна, сегодня — на Украине. Ты не могла бы остаться в московской квартире, зная, что совсем близко снова матери прячут детей, снова гибнут старики и молодые ребята, мечтающие совсем не о том, чтобы стать под ружье. И снова звучало бы твое слово (так поперек горла развязавшим эту братоубийственную войну!), и снова бы мы встречались в аэропортах — на бегу. И, наверное, нашли бы все-таки время поговорить. И я обязательно рассказала бы тебе, что мы, «Женщины Дона», делаем сейчас, чтобы пришел мир на Украину.
Низкий поклон тебе, Анна! Премия твоего имени, присужденная мне, это огромная честь. Но это не итог — я обязательно должна тебе об этом сказать. Это поддержка на пути, по которому еще идти и идти. И нельзя остановиться, расслабиться, отдохнуть. Потому что опять — стреляют, убивают, унижают, пытают людей. Это — война, это — противоестественно человечеству.
И я хочу сказать тебе то, что не успела сказать: чтобы ни случилось, мы не сойдем с этого пути.
И я все время чувствую: ты — рядом, Анна!
Валентина Череватенко