На воскресном совещании депутатов-единороссов в Аносине глава Минсельхоза заявил, что проблем с землей на Кубани нет, все «вопросы решаются в законодательном поле». Фермеры прокомментировали: «Министр пропустил одно слово — проблем с землей на Кубани нет у него».
Несколько дней назад в Тимошевском районе Краснодарского края похоронили фермера Николая Горбаня. Аграриям сообщили, что он застрелился.
«Знаю от наших юристов, что есть предсмертная записка, в которой Николай объяснил причины и якобы указал, кто его довел, — рассказал «Новой газете» фермер Алексей Волченко. — У Горбаня, как у многих из ребят, была земля. Выкупил паи у собственников, оформил все по закону. Мужик крепкий, основательный, трудяга. Жил бы да работал, но суды отменили решение общего собрания пайщиков, участок вернули в коллективное хозяйство, его тут же отжал владелец агрохолдинга. Николай боролся, обращался в Общероссийский народный фронт, письма писал. В тракторном марше он не участвовал — ему тогда угрожали, обещали расправиться с семьей. Все мы знали, что у него происходит, говорили: «Не раскисай, до конца будем бороться». Застрелился Горбань».
Вслед за страшной новостью на Кубань прилетела нелепая — из подмосковного Аносино. На совещании депутатов из «Единой России» министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев успокоил товарищей по партии словами: «Земельные вопросы в Краснодарском крае решаются в законодательном поле. Беспредела нет, поверьте, все остальное — от лукавого. Я лично вижу больше этого… Думаю, что эта тема обострилась под выборы. 80% тех, кто стоит за этими лицами (организаторами августовского тракторного пробега) — те, кто под шумок хотят любой ценой, им интересно больше земли без прав, без судов, вопреки всему, просто взять и присвоить… Большинство фермеров, 99%, они вообще этого марша не заметили».
Очень кстати, перед форумом в Аносино в нескольких федеральных и региональных СМИ появились заказные статьи (они опубликованы на коммерческой основе), смысл которых сводится к тому, что «сотни жителей кубанских станиц возмущены травлей, организованной группкой фермеров-активистов, выдающих себя за народных представителей и требующих передела земли агропредприятий в пользу собственных хозяйств. Жители станиц ими запуганы — боятся лишиться своих участков».
Кроме того, в социальных сетях выложено видеообращение «настоящих фермеров Кубани», очень похожих на сотрудников центра «Э», участвовавших в задержании аграриев и дальнобойщиков в Ростовской области. Смысл записи тот же — кубанские власти изо всех сил развивают сельское хозяйство в регионе, а кучка бузотеров им мешает.
В краснодарских СМИ организаторов тракторного марша обвиняют в связях с украинскими политиками, с российской оппозицией, с партиями, проигравшими предвыборную кампанию.
Короче, проблем с землей на Кубани нет, как заявил министр Ткачев.
«Министр пропустил одно слово — проблем с землей на Кубани нет у него, — не отступают фермеры. — Господин Ткачев все меряет в процентах, а мы — в людях. К нам уже приезжали главы хозяйств из Ставрополья, Волгоградской области. И везде одно и то же. Участников тракторного марша подают кучкой бузотеров. Врут — фермеров на пробег делегировали жители. От каждого района. Недовольных тысячи.
Причем тут политика? Что мы хотим урвать? Ребята журналисты, вы же сами все видели, своими глазами. А кто не видел — приезжайте, если не боитесь, что за вами будут бегать по пятам «эшники», будут слушать ваши телефоны, втягивать в разные провокации.
27 сентября нас снова пытались подловить — разослали фермерам фальшивые письма, позвали на встречу с представителями президента РФ в Ейск. Приезжаем, а там ФСБ, полиция, опять оцепление. Мы, не останавливаясь, развернулись и поехали по домам. Продолжают угрожать. Нине Карпенко в прошлые выходные повесили на забор пакет, а в нем кукла без головы. Фазанов у нее во дворе перебили.
Нашему юристу Сергею Земцову шлют смски по ночам — запугивают, да так мерзко, что повторять противно. Живем как в какой-то прифронтовой зоне. Ага, в Кущевке живем, в одной большой Кущевке. Постоянно читаем комментарии у вас на сайтах про себя — так красиво горожане пишут, умные все, смелые. А нас добивают здесь. Добром для нас это не закончится».
По словам профессора института экономики РАН Ивана Старикова, в Совете по правам человека при президенте РФ (СПЧ) до сих пор не подписано решение о создании межведомственной комиссии для проверки обращений кубанских фермеров, хотя оно было принято 22 сентября в присутствии аграриев и чиновников Краснодарского края.
Напомним, с чего все началось… 21 августа фермеры Краснодарского края отправились в Москву на тракторах, чтобы добиться встречи с главой государства и рассказать ему о рейдерских захватах, коррупции, произволе силовиков и чиновников. О беспределе, которого не видит бывший губернатор региона и нынешний министр сельского хозяйства России Александр Ткачев.
Под текст
Когда кубанские фермеры говорят, что у министра Ткачева нет проблем с землей, они, очевидно, вспоминают об активах крупнейшего в их крае предприятия «Агрокомплекс». «Новая газета» о нем подробно рассказывала (см. № 10 от 1 февраля 2016 года).
«Состав акционеров «Агрокомплекс» не раскрывает. Что касается учредителей, согласно бизнес-справке, на 29% ими являются девять кубанских сельхозпредприятий, в том числе ЗАО «Нива» (Анастасия Ткачева покупала земли в границах этого ЗАО; совпадение? ). Про остальные 66% сказано «прочие», зато в списке совета директоров зять Ткачева Роман Баталов значится первым. Есть в этом списке и супруга главы Выселковского района Нина Фирсткова.
«Агрокомплекс» рос в том числе за счет «проблемных активов». Например, принадлежавшая Цапкам группа компаний «Север Кубани» (40 000 гектаров земли) летом 2014 года отошла «Агрокомплексу». Как сказано на сайте самого «Агрокомплекса», «Север Кубани» задолжал по кредитам Россельхозбанку, и «Агрокомплекс» выплатил долги, забрав за это активы должника себе.
В 2014 году фирма «Агрокомплекс» купила у компании «Вимм-Билль-Данн» сразу пять хозяйств: «Атаманское», «Нива», «Труд», «За мир и труд», «Заветы Ильича». В результате у «Агрокомплекса» стало на 30 тысяч гектаров больше.
Примерно в это же время «Агрокомплекс» купил более десятка хозяйств на Кубани, в Ставропольском крае, а также в Ростовской области у Valinor Group. Владелец Valinor Кирилл Подольский раздумывал, кому бы продать свой проблемный актив. Глава одного очень крупного банка настоятельно рекомендовал Ткачева. В итоге «Агрокомплекс» разросся еще на 170 тысяч га. Получается, что за один лишь 2014 год земли у «Агрокомплекса» стало в два с половиной раза больше — то есть 450 тысяч гектаров. Теперь он входит в пятерку крупнейших латифундий страны.
В 2015 году «Агрокомплекс» тоже времени не терял, прикупив ООО «Кубанский бекон». До этого, как утверждает «Интерфакс», это предприятие практически полностью принадлежало дочери Александра Ткачева — Татьяне Баталовой. Федеральная антимонопольная служба нарушений в сделке не обнаружила»
Евгений Титов,
«Новая»
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»