Избранного губернатора Тульской области Алексея Дюмина, бывшего личного охранника Путина, стали часто показывать по телевизору. Достижения других губернаторов упоминаются мельком. Дюмин же, к примеру, удостаивается специального сюжета в вечерних новостях Первого канала от 22 сентября. Самовыдвиженец, за которого отдали свои голоса более 84% туляков, читает, не отрывая глаз от бумажки, инаугурационную речь: «Цели мы поставили вместе, собрали все самые важные, чувствительные для людей проблемы». Видно, что Дюмину непривычно выступать перед публикой. Но, как офицер, он готов выполнить любую задачу.
Пока народ смотрит на Дюмина, Путин делает заявление о том, что он рекомендует «Единой России» кандидатуру Вячеслава Володина на пост спикера Думы. Последний тоже готов выполнить приказ. Для Володина должность в парламенте представляет собой возвращение: на Охотном ряду он работал с 1999 по 2011 год. Согласно обычным представлениям о российской иерархии власти, перевод из администрации президента в Думу — это аппаратное поражение. Но в случае с Володиным это совсем неочевидно. Бывший первый замглавы администрации получает благословение президента. Под его началом оказывается собственноручно спроектированный парламент с конституционным большинством единороссов. Наконец, он становится публичным политиком, которого будут узнавать избиратели.
Владимир Путин предлагает Вячеслава Володина в спикеры Госдумы. Фото: РИА Новости
Спикер Нарышкин и спикер Володин имеют в системе совершенно разный аппаратный вес. Зарубежная пресса начинает говорить о президентских амбициях Володина. Разумеется, не в конкуренции с Владимиром Путиным, а «когда-нибудь».
Дюмину 44 года, Володину — 52. Первый сделал карьеру в ФСО, силовой структуре, которая в последнее время становится все более заметным игроком на политической сцене России. Второй служил по гражданским ведомствам, работал депутатом. Черта, которая объединяет обоих, — это безусловная личная преданность Путину.
Одновременное появление в публичной политике Дюмина и Володина может означать начало долгого кастинга преемника. Речь вряд ли идет о президентских выборах, которые должны состояться в 2018 году и могут состояться в 2017-м. На ближайших выборах потенциальный преемник может появиться в качестве младшего партнера Путина, в рамках тандема-2. Однако работа по его легитимации и закреплению в этом статусе должна начинаться уже сейчас. В ходе этого процесса Путин сам должен ответить на вопрос: «Кто если не он», — так часто повторенный в последние годы пропагандой. В рамках авторитарного транзита власти сценарий преемничества является единственным возможным способом выработки новой консенсусной фигуры как для народа, так и для элит, сохранения стабильности системы и ее основных бенефициаров.
Даже если в итоге Дюмин или Володин сойдут с дистанции, возможная модель этого состязания определяется сегодня.
В 2007-м состязание преемников было скоротечным и напоминало поддавки. Победил в нем тот, кто оказался слабее. Сейчас риски, связанные с выбором преемника, заметно выросли
Структурно она воспроизводит конкурс преемников между Сергеем Ивановым и Дмитрием Медведевым, объявленный в 2007 году. Как и тогда, в конкуренции участвуют военный и гражданский, опирающиеся на соответствующие группировки внутри элиты. Однако есть серьезные отличия: состязание 2007 года было скоротечным и напоминало поддавки. Победил в нем тот, кто оказался слабее и, следовательно, представлял меньшую угрозу на посту президента суперпрезидентской республики. Большая политическая карьера Медведева де-факто закончилась вместе с рокировкой 2011 года. Теперь риски, связанные с выбором преемника, заметно выросли. Следующий президент после Путина, кем бы он ни был, рано или поздно станет самостоятельной фигурой.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»