Изменить закон о «праве на забвение» намерены обе стороны — те, кто хочет забвения, и те, кто его не хочет
Информационно-аналитический центр «Сова» подал в Арбитражный суд Москвы иск к оператору поисковой системы Google с требованием восстановить ссылки на страницы сайта sova-center.ru. Google удалил из результатов поиска две новости за 2006 и 2008 годы — об осуждении националистов, избивших ангольца, и националистов, распространявших видеозаписи нападений. «Поскольку в обеих новостях есть упоминание об одном и том же человеке, полагаю, что после погашения судимости он решил воспользоваться «правом на забвение» в интернете», — рассказал «Новой» директор центра «Сова» Александр Верховский.
Поправки в закон об информации, действующие с 1 января 2016 года, обязывают поисковые системы во внесудебном порядке, по заявлению частных лиц удалять из результатов поиска ссылки на незаконную, недостоверную или неактуальную информацию о них. Представляющий «Сову» юрист организации «Роскомсвобода» адвокат Саркис Дарбинян считает, что информация о судах по экстремистским делам обладает общественной значимостью, поэтому не может быть признана неактуальной лишь по заявлению частного лица. Дарбинян надеется, что судебный процесс против компании Google поможет оспорить неточные формулировки закона о «праве на забвение» сначала в арбитражном суде, потом — если потребуется — в Верховном и Конституционном. В закон, говорит Дарбинян, нужно ввести критерий общественно важной информации.
Удаление достоверной, но неактуальной информации — самая спорная позиция «права на забвение». По закону, к неактуальным относятся сведения, «утратившие значение для заявителя в силу последующих событий или действий заявителя». «А если кому-то, наоборот, хочется о них помнить? В нашем случае это пользователи, интересующиеся темой расизма и ксенофобии, им теперь сложнее попасть на сайт «Совы». И мне это кажется неправильным», — рассуждает Александр Верховский.
Похожей позиции, что и «Сова», придерживается «Яндекс». За первые три месяца действия закона оператор получил около 700 запросов от людей, информацию о которых расценил как предмет общественного интереса. В компании считают, закон нужно изменить так, чтобы при поступлении обращения об удалении неактуальной информации поисковик обязан был оценивать ее общественную значимость. «Иначе в интересах отдельных лиц может быть ограничен доступ к целому массиву общественно значимой информации», — говорится в блоге «Яндекса».
Также за три месяца российский поисковик получил более 3600 запросов об удалении интернет-ссылок, 51% из них содержал требования об удалении ссылок на достоверную, но неактуальную информацию. Такие запросы приходят в основном от бывших осужденных.
«В России создан внесудебный инструмент, которым массово пользуются бывшие уголовники и публичные лица, желающие скрыть свои деяния от общества. Наверное, правильно удалять информацию по погашенным судимостям, когда речь идет о преступлениях против личности или имущества, но не о преступлениях против основ конституционного строя и безопасности», — считает Саркис Дарбинян.
Арбитражный суд Москвы пока вернул иск «Совы», требуя от общественной организации предварительно направить в Google претензию. После получения ответа оператора «Сова» вновь обратится в суд.
Откорректировать «право на забвение» намерен и «кремлевский повар», бизнесмен Евгений Пригожин — но в другую сторону, усилив защиту приватности. Впрочем, пока все попытки Пригожина вызвали так называемый «эффект Стрейзанд», когда количество упоминаний о том, о чем он хочет забыть, резко увеличилось. На заседании 17 августа Куйбышевского суда Петербурга его адвокат отказался от иска к «Яндексу», посчитав, что в сложившейся информационной ситуации «защитить интересы клиента не получится». Так, предупреждают эксперты, будет происходить с каждым публичным лицом, решившим подправить биографию. Адвокаты Пригожина грозятся подготовить поправки к закону, которые позволят сделать заседания закрытыми для СМИ и установят критерии актуальности информации.
Судебная практика по делам о «праве на забвение» показывает, что в России оно понимается как возможность стереть упоминания о разном «бывшем», а не только судимостях — о работе, жене, политических предпочтениях.
В целом российский поисковик удовлетворяет лишь треть запросов. В европейской же судебной практике удаления интернет-ссылок, откуда российские законодатели и заимствовали идею о «праве на забвение», существуют многоступенчатые тесты для обеспечения баланса интересов заявителей. Международная правозащитная организация «Артикль 19», например, предлагает в каждом случае определять, относится ли информация к сугубо частной жизни, представляет ли она общественный интерес, касается ли публичного лица, а также как давно она была опубликована и сохраняет ли до сих пор общественную ценность.
Юлия Счастливцева—
специально для «Новой»
Унизил Росатом
Красноярского эколога заподозрили в ненависти к атомщикам
Подозреваемый: эколог Федор Марьясов
Статья: 282 УК «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства»
Грозит: штраф до 500 тысяч рублей, или лишение свободы на срок до 5 лет
На прошлой неделе стало известно, что в Красноярском крае обыскали квартиру экологического активиста, который выступал против строительства могильника ядерных отходов рядом со столицей региона.
Федор Марьясов, сопредседатель общественной организации «Природа Сибири» сообщил, что при обыске в его квартире в ЗАТО г. Железногорск два сотрудника ФСБ изъяли системный блок компьютера и распечатанный доклад о Росатоме. После обыска Марьясова доставили в отделение ФСБ, где продержали около трех часов, а затем отпустили.
В постановлении о признании его подозреваемым говорится о разжигании ненависти к социальной группе «атомщики». Но документ ему на руки не дали и сфотографировать не позволили, сказав, что все будет на следствии.
— В отделении ФСБ мне показали подшивку моих публикаций, которые послужили предметом интереса со стороны ФСБ, и заключение экспертно-лингвистической экспертизы. Уголовное дело пока не завели, видимо, еще разбираются с содержимым моего компьютера. Но на мой вопрос сотрудникам ФСБ относительно моих перспектив мне было сказано, что дальше будет следствие и суд, — рассказал «Новой» сам Марьясов. — Мой отец является строителем-атомщиком, он строил Курскую АЭС и Харьковскую, пока ту не заморозили после Чернобыльских событий. Поэтому предъявлять мне обвинение в возбуждении ненависти к атомщикам — это полный абсурд. Как я могу возбуждать ненависть против собственного отца? Кроме того, наша организация «Природа Сибири» буквально месяц назад установила во время своей экспедиции на север Красноярского края памятный знак политическим репрессированным на печально известной «Стройке 503», известной как «мертвая дорога Салехард—Игарка». Она входила в систему ГУЛАГа. Так вот, мы первые, кто это сделал. А тут такой невероятный разворот! Просто какая-то гримаса судьбы. Причем я являюсь уже четвертым поколением по прямой мужской линии нашего рода «марьясовых», кто подвергается репрессиям. В 1938 году в Ачинске расстреляли моего прадеда Михаила Марьясова, его сына (моего деда) сослали на юг Красноярского края. Там же, в спецпоселении Усть-Можарка, родился мой отец. Теперь вот пришла и моя очередь.
Подозрения ФСБ, по его словам, основаны на лингвистической экспертизе материалов, которые эколог последние годы публиковал «ВКонтакте».
Марьясов уверен, что интерес спецслужб к нему связан с критикой Росатома. Он уже несколько лет выступает против строительства могильника ядерных отходов в Железногорске, в 50 километрах от города-миллионника Красноярска. По словам эколога, он обладает доказательствами нарушений, допущенных при подготовке этого проекта, и даже направлял обращение к президенту Путину с призывом отказаться от строительства этого могильника (под обращением подписались около 80 тысяч человек).
Марьясова уже поддержал Гринпис, заявив, что критика радиоактивного могильника не может быть возбуждением ненависти к кому-либо.
Вера Челищева,
«Новая»
За Сталина пока не ответил
В Ульяновске за экстремизм будут судить левого активиста, восхвалявшего Ленина и Сталина и критиковавшего Путина и «Едро»
Суд: Ленинский районный суд Ульяновска
Обвиняемый: Даниил Алферьев
Статья:282 УК «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства»
Стадия: предъявление обвинения, вопрос о мере пресечения
Решение: оставлен под подписку о невыезде
Грозит: штраф до 500 тыс. руб., либо лишение свободы до 5 лет.
Ленинский районный суд Ульяновска на прошлой неделе неожиданно отказался удовлетворять ходатайство следствия о заключении под домашний арест местного активиста «Левого блока» Даниила Алферьева, обвиняемого в экстремизме.
Историк по образованию, Даниил Алферьев, ранее состоявший в организации «Левый фронт», был задержан в Москве 22 августа на квартире, где проживал, и доставлен в Ульяновск. Тремя месяцами ранее Следственный комитет возбудил в отношении него уголовное дело по факту выступления на согласованном митинге КПРФ, состоявшемся в Ульяновске почти два года назад, 7 ноября 2014 года.
Тогда помимо митинга Ульяновский обком КПРФ организовал шествие по улицам города и митинг на площади Ленина с возложением цветов к памятнику лидеру большевиков. Демонстранты несли флаги СССР, КПРФ и Ленинского комсомола, а также выкрикивали лозунги: «Вся власть Советам!», «Слава великому Ленину!», «Вставай, страна огромная!»
Выступление Даниила Алферьева на митинге длилось ровно две минуты, получилось весьма провокационным и действительно имеющем все признаки «экстремизма». На выложенном в интернете видео видно, как активист, одетый в стилизованную под военную форму одежду, на фоне портретов Ленина и Сталина, плаката с «Родиной-матерью» и красных знамен произносит текст, обвиняющий «Единую Россию» и чиновников в «предательстве» и в том, что они и есть «пятая колонна», в отличие от «мудрых государственников» Сталина и Ленина. Мимоходом обвинил Путина и Медведева в организации Майдана на Украине, заявил о недопущении этого явления в России, ну и предложил помочь «нашим товарищам на Донбассе и в Донецке». Закончил он речь скандированием: «Родина! Свобода! Зюганов! Народовластие! Социализм! Родина!»
Энергичным выступлением Алферьева заинтересовался Следственный комитет, усмотрев в действиях разжигание ненависти и вражды по отношению к социальной группе «власть и правительство». Саратовское бюро судебной экспертизы провело психолого-лингвистическое исследование текста выступления, которое подтвердило доводы следствия. Обвинение активисту предъявили на днях.
На суде 23 августа следователь ходатайствовал о домашнем аресте Алферьева. Однако суд на удивление (обычно даже самых безобидных политических активистов по 282-й статье закрывают) не нашел обоснованным эту просьбу. Как рассказала «Новой газете» адвокат Раушания Камалова, суд принял во внимание то, что Алферьев ранее не привлекался к уголовной ответственности, имеет положительные характеристики и постоянную регистрацию. Доводы следствия о том, что он скрывался и был объявлен в розыск, суд счел безосновательными, поскольку Алферьев проживал в Москве и не знал о возбуждении дела в отношении себя.
Ряд гражданских активистов на условиях анонимности предположили в беседе с «Новой», что Алферьев, в выступлении которого содержатся реальные признаки экстремизма, может быть внедренным провокатором или по крайней мере лицом, сотрудничающим с правоохранительными органами. Поэтому его и отпустили под подписку.
Кстати, ранее Алферьев принимал участие в серии одиночных пикетов в поддержку дальнобойщиков, а недавно участвовал в акциях в поддержку политзаключенных и против принятия «пакета Яровой».
Александра Букварёва—
специально для «Новой»
Где, кого, за что
Банкира осудили условно. 25 августа Василеостровский райсуд Санкт-Петербурга вынес обвинительный приговор бывшему председателю совета директоров банка «Фининвест» Валентину Ландграфу, обвинявшемуся в хищении 1,5 млрд руб. из средств кредитной организации. Ландграфу инкриминировали пять эпизодов растраты. По версии следствия, он проводил сделки с фирмами-однодневками. По итогам сделок имущество, полученное фирмами, присваивалось и растрачивалось. Свою вину Ландграф признал.
В итоге банкир был приговорен к 4 годам условно, его освободили из-под стражи в зале суда. Также суд не стал решать вопрос с гражданским иском о возмещении 1,5 млрд рублей в счет причиненного банку ущерба и сказал, что исполнять его надо в рамках гражданского процесса.
Дело о киберпреступлениях в США.25 августа в американском городе Сиэтл суд присяжных признал виновным в кибермошенничестве россиянина Романа Селезнева, сына депутата Госдумы от ЛДПР Валерия Селезнева. Его обвиняли в краже данных кредитных карт и организации международных онлайн-махинаций, повлекших убытки в размере 170 миллионов долларов. На то, чтобы признать Селезнева виновным по 38 из 40 выдвинутых против него обвинений, включая девять случаев взлома компьютеров и десять случаев электронного мошенничества, у присяжных ушло более двух дней. Россиянину грозит до 34 лет тюрьмы. Приговор будет вынесен 2 декабря.
Ни по одному из пунктов Селезнев не признал себя виновным. Он был задержан в июле 2014 года на Мальдивах и передан спецслужбам США по подозрению в махинациях с кредитными картами и счетами. Отец Селезнева и российский МИД расценили задержание как похищение. Американские правоохранители со своей стороны настаивают, что задержание россиянина производилось в строгом соответствии с международным правом.
Суд не смог отобрать присяжных по «делу Немцова». Московский окружной военный суд (МОВС) не смог сформировать коллегию присяжных заседателей по делу об убийстве Бориса Немцова. Как рассказал журналистам адвокат семьи погибшего Вадим Прохоров, из 59 человек 45 взяли самоотвод по личным причинам.
«Мне кажется, люди просто боятся тех, кто стоит за этим преступлением», — отметил Прохоров.
Отбор новой коллегии присяжных назначен на 28 сентября.
На скамье подсудимых — Заур Дадаев, Анзор Губашев и трое их сообщников — Шадид Губашев, Тамерлан Эскерханов и Хамзат Бахаев. Их обвиняют по статьям «убийство, совершенное организованной группой, по найму» и «незаконный оборот оружия, совершенный группой лиц».
По версии следствия, обвиняемые за вознаграждение в сумме не менее 15 млн рублей согласились на предложение Руслана Мухудинова и других «неустановленных лиц» убить Немцова. Сами обвиняемые свою вину не признают.
Представители семьи Немцова, в свою очередь, заявляют, что Мухудинов, которого следствие считает заказчиком, на самом деле таковым не является. Ранее адвокаты семьи требовали допросить по делу главу Чечни Рамзана Кадырова, депутата Адама Делимханова и других высокопоставленных чеченских чиновников. Комментируя недавнюю дружескую встречу главы СК Бастрыкина и Кадырова, дочь политика Жанна заявила, что семья снова будет требовать допроса представителей президента Чечни и других. «Что-то я не уверена, что они говорили о социально-экономическом развитии республики, тем более было о чем поговорить. Например, о задержании охранников Адама Делимханова (вымогавших деньги у столичного предпринимателя.— Ред.), у которых были в том числе найдены копии материалов дела об убийстве отца. Или о несостоявшемся отборе присяжных, большинство из которых взяли самоотвод, возможно, из-за страха перед Кадыровым. <…> Наша цель остается неизменной — я и мои адвокаты будем добиваться установления организаторов и заказчиков убийства и их наказания», — написала Жанна Немцова на своей странице в фейсбуке.
Басманный суд Москвы продлил арест Никиты Белых до 24 декабря. Адвокаты экс-губернатора Кировской области, обвиняемого в получении взятки в особо крупном размере, в ходе заседания настаивали на смягчении меры пресечения. Они просили избрать домашний арест либо залог, равный сумме вменяемой взятки, то есть 28 млн рублей. В качестве характеристик на задержанного Белых они представили целый перечень грамот и наград, в том числе и от президента.
Сам Белых заявил, что нахождение в «Лефортове», куда ни адвокаты, ни следователи не могут попасть без того, чтобы не отстаивать в очередях по несколько дней, мешает ему в полной мере осуществлять свою защиту, а также получать необходимую медицинскую помощь по сахарному диабету.
Однако следователь заявил о «крайней степени общественной опасности» инкриминируемого Белых преступления и предположил (традиционно не опираясь на какие-либо имеющиеся у него доказательства), что тот «попытается скрыться и оказать влияние на свидетелей», если окажется на свободе. Представитель прокуратуры, в свою очередь, отметила, что обвиняемый собирает не соответствующий действительности характеризующий себя материал (видимо, имелись в виду грамоты и награды), чем и препятствует расследованию. А что будет, мол, если он выйдет на свободу…
Судья Елена Ленская сочла «опасения» убедительными: арест продлен на 4 месяца.
Дело националиста Поткина. 24 августа Мещанский суд Москвы приговорил бывшего лидера запрещенного в России Движения против нелегальной иммиграции и объединения «Русские» Александра Поткина (Белова) к 7,5 года колонии общего режима и штрафу в 600 000 руб. Суд признал его виновным в легализации денежных средств и экстремизме. Националист был задержан 15 октября 2014 года по делу о хищении средств казахстанского БТА-банка. Также Поткин обвинялся в экстремизме за подготовку акции в рамках интернет-проекта «Злой Казах», целью которого было инициировать массовые антиправительственные акции на территории республики. Последним ему было предъявлено обвинение в призывах к экстремистской деятельности. Поводом для обвинения стал видеосюжет из документального проекта «Срок», который ставил целью показать деятельность лидеров несистемной оппозиции. В ролике под названием «Александр Белов (Поткин) на разборке» националист откровенно высказывал свои взгляды.
Помимо прочего суд обязал Поткина, который не признал своей вины ни по одному из инкриминируемых преступлений, выплатить 4,9 млрд рублей потерпевшему по делу о легализации средств БТА-банка.
Подготовили
Александра Таранова,
Вера Челищева,
«Новая»
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»