Сюжеты · Общество

Против танков вышла газета

Когда журналисты объединяются, они могут противостоять диктатуре

Виталий Ярошевский , Заместитель главного редактора, редактор отдела «Общество»
Одним из первых «путчевых» решений (Постановление №2) ГКЧП запретил выход 11 демократических московских изданий. Главные редакторы этих изданий отреагировали на запрет, как и подобает журналистам, которые за годы перестройки осознали, что такое свобода слова, ощутили ее вкус. Утром 20 августа они собрались на Пушкинской площади — в кабинете главного редактора «Московских новостей» Егора Яковлева. Сам Яковлев пришел навстречу с готовым предложением — выпускать газету общими силами журналистов опальных изданий.
За пару часов до этого Владимир Яковлев (учредитель и владелец издательского дома «Коммерсантъ») приехал к отцу позавтракать и прямо на отцовской кухне предложил издавать объединенную газету, которая могла бы противостоять ГКЧП.
11 главредов идею поддержали. Единственной небольшой заминкой было название будущего антипутчистского органа. Кто-то бросил: «Общее дело». «Общее» понравилось, «дело» — нет. И тут же Егор предложил: «Общая газета». Единственный ее номер вышел 21 августа 1991 года, но и этого хватило, чтобы войти в историю. Такие тогда стояли дни.
К сведению: «Общая газета» распространялась бесплатно, но пользовалась таким спросом, что предприимчивые москвичи продавали ее по три рубля за экземпляр.
А Егор Яковлев, договорившись с 10 главными редакторами о передаче ему авторских прав, начал в 1993 году издавать еженедельник «Общая газета». Его последний номер вышел в мае 2002 года.
Сам Егор ушел из жизни 18 сентября 2005 года. Его место в российской журналистике не занято до сих пор. Просто его некому занять.
Хроника создания «Общей газеты»
4.00 по московскому времени. В СССР введено чрезвычайное положение. 6.00. По радио зачитывают документы ГКЧП. 11.10. Егор Яковлев в Белом доме встречается с президентом РФ Борисом Ельциным. 12.30. ГКЧП своим постановлением запрещает выход большинства центральных газет. 14.00. Журналисты «Московских новостей» начинают выпуск листовок, которые призывают к сопротивлению ГКЧП. 11.00. Совещание главных редакторов одиннадцати столичных газет («Московские новости», «Московский комсомолец», «Аргументы и факты», «Комсомольская правда», «Куранты», «Коммерсантъ», «Мегаполис-Экспресс», «Независимая газета», «Российская газета», «Российские вести», «Столица») в кабинете главного редактора «МН». Решено, кто, куда и как будет направлять информацию, кто — редактировать и верстать, каким образом будет развозиться тираж. 11.50. Председатель Роскомпечати Михаил Полторанин, по сути, не выходя из кабинета Егора Яковлева, регистрирует «Общую газету» 19-м августа. 12.00. Журналисты «МН» и «Коммерсанта» приступают к работе над новым изданием. Работа идет весь день и всю ночь с 20 на 21 августа. «ОГ» печатается в ленинградском издательстве «Час пик». 12.30. Владимир Яковлев ведет переговоры с московским издательством «Красная звезда». Издательство принимает заказ на печать «Общей газеты». 15.00–19.00. Номер «ОГ» в печати. 21.00–24.00. «Общую газету» раздают защитникам Белого дома и прохожим на улицах. «Общую газету» раздают на улицах Москвы и рассылают в другие города.

«Крах ГКЧП я проспала»

Из воспоминаний Ксении Пономаревой, выпускающего редактора «Общей газеты»:
— В 6 утра 19 августа мне позвонила сотрудница редакции («Коммерсанта».Ред.) Оля Антонова и сказала: «Просыпайся, Ксюха, у нас путч!» Я обозвала ее нехорошим словом: дескать, не надо такие шутки шутить; потом все-таки поверила, включила телевизор, увидела всю эту лабуду. И тут один за другим начали звонить другие люди… В общем, все сотрудники «Коммерсанта» в то утро спозаранку уже были в редакции. Изначально-то мы пытались выпустить спецвыпуск «Коммерсанта». Но в середине дня вышло постановление ГКЧП, где говорилось, что «Коммерсантъ» в числе других запрещен. Тем не менее работали корреспонденты, поступали тексты. Мы были готовы к любому развитию событий и работали просто потому, что понимали: надо что-то делать. Главный редактор «Ъ» Володя Яковлев приехал с совещания в «МН» с договоренностями, что «Общая газета» собирается на базе «Коммерсанта», а создают ее корреспонденты всех изданий. Мы быстро собрали редколлегию, прикинули, из чего может состоять номер, какие у нас есть ресурсы. У нас в тот момент работали корреспонденты в городе. После чего мы начали собирать номер «Общей газеты».
Я была в тот момент заместителем главного редактора «Коммерсанта» и потому занималась своим обычным редакторским делом: собирала материалы, что-то сокращала, что-то правила. Заметки по факсам поступали к нам отовсюду. Помню, как к нам приезжал Егор Владимирович Яковлев — участвовал в процессе выпуска номера… К утру 21-го номер сверстали. Логотип «Общей газеты» быстро нарисовал арт-директор «Коммерсанта» Никита Голованов.
После того как газету под утро 21-го сверстали и повезли печатать в издательство «Красная звезда», с которым удалось договориться Владимиру Яковлеву, я наконец поехала домой поспать. И рухнула как подкошенная (все-таки двое суток провела на ногах!..). Когда проснулась часов в 11 — уже все было кончено. Крах ГКЧП я проспала.
(«Общая газета», 16 августа 2001 года)

P.S.

P.S. От редакции Ксения Пономарева ушла из жизни совсем рано. Это случилось на днях — 15 августа. Без нее журналистское сообщество будет неполным. Очень горько, очень тяжело. Журналисты «Новой газеты» глубоко соболезнуют родным и близким Ксении Пономаревой.