Новая практика. Осужденных, которые смеют бороться за свои права и пишут жалобы в прокуратуру, ждет уголовное преследование по статье «ложный донос» и увеличение срока
Те, кто интересуется вопросом, знают, что во многих колониях страны практикуется незаконное насилие по отношению к осужденным. Причем не только со стороны тюремщиков, но и со стороны так называемых «активистов»- заключенных, сотрудничающих с администрацией и выполняющих поручения за определенные льготы.
Добиться наказания невозможно: только в единичных случаях расследование доходит до конца и мучители получают срок. В основном же после проверок выясняется, что осужденный «упал с кровати», «сам многократно ударился головой о стену», «упал и ударился о раковину»… А смертельные случаи объясняются «сердечной недостаточностью» или «синдромом внезапной смерти».
Но все равно находятся отчаянные люди, не желающие сдаваться. Раньше с такими разбирались «неформально»: заставляли отказаться от жалоб в прокуратуру под угрозой такого, что трудно себе представить и чего невозможно не бояться. Но теперь внедряется новый способ расправы, позволяющий отбить желание жаловаться, но уже «в рамках закона». А именно, добавить им срок за «ложный донос» (ст. 306 УК РФ).
Одним из первых случаев стало дело Сергея Хмелева, отбывающего наказание в Саратовской области. Об этой истории «Новой» рассказала его адвокат Маргарита Ростошинская.
В 2010 году Сергей Хмелев был отправлен отбывать срок в ИК‑17 г. Пугачева. В январе 2015 года, поскольку было холодно, Хмелев поддел под арестантскую форму тонкий черный джемперок. Сотрудники администрации приказали джемперок снять. Хмелев отказался, за что был немедленно избит. В тюремной больнице Саратова у него были диагностированы, со слов врача, перелом носа, перелом трех ребер слева, повреждение левого легкого в результате прокола ребром, а также разрыв кишечника.
Хмелев решил, что хоть джемпер и запрещен по правилам внутреннего распорядка, но избивать за это все-таки нельзя, и написал жалобу.
После возвращения из больницы Хмелев получил убедительное предложение отказаться от жалобы, однако он это предложение отклонил и поехал в СИЗО‑1 Саратова для рассмотрения другой его жалобы. Адвоката к Сергею сначала просто не хотели пускать, однако спустя несколько дней встреча все же состоялась. Сергей рассказал ей все и написал заявление в фонд «В защиту прав заключенных». И к Сергею пришел следователь. Именно тогда Хмелев написал заявление о привлечении к уголовной ответственности сотрудников колонии.
Хмелева в срочном порядке вернули в ИК‑17, где его еще несколько раз посетил следователь, пообещав в следующий раз зайти 26 мая. Но 26 мая вместо следователя к Хмелеву пришли «активисты» и сделали ему следующее предложение. Или он сейчас же пишет отказ от жалобы и одновременно заявление на самого себя за ложный донос (вот здесь-то и есть ноу-хау), или его изнасилуют. На раздумья было дано 5 минут. Хмелев подписал все, что требовалось. После чего следователь с чистой совестью проверку завершил, и родилось новое уголовное дело — уже против Хмелева, по ложному доносу.
Внимание СМИ и правозащитников к истории привлекла адвокат Маргарита Ростошинская. Сотрудникам УФСИН это настолько не понравилось, что адвокату прозрачно намекнули: если она продолжит посещать Хмелева, у нее в сумочке могут найтись наркотики, даже размер уточнили — 5 граммов героина.
Ростошинская дело не бросила, и началась подготовка к суду по «ложному доносу». Потерпевших в уголовном деле было четверо: трое режимных сотрудников и замначальника ИК‑17 Зейналов.
Процесс вышел громким. На суд приезжали сотрудники фонда «В защиту прав заключенных» и представители аппарата уполномоченного по правам человека в РФ, журналисты. На призыв защиты Хмелева дать показания об избиениях в ИК‑17 откликнулись около 10 бывших осужденных. Кульминацией процесса стало выступление одного из свидетелей обвинения, осужденного Вячеслава Ефимова, который в суде отказался от первоначальных показаний и рассказал все как есть. Свое выступление Вячеслав Ефимов начал словами: «Пусть меня хоть убьют, но я буду говорить правду».
Все шестеро свидетелей обвинения по сути свидетельствовали в пользу защиты.
А вот со свидетелями защиты в ходе процесса происходили весьма странные вещи. Кому-то на улице перекрывали дорогу автомобили, из которых выскакивали бравые парни и убедительно объясняли, что в суд ходить не надо. Один бывший заключенный в день выступления в суде вдруг снова был арестован и до сих пор находится в СИЗО‑1 г. Саратова. С самым отчаянным свидетелем защиты, Ефимовым, все обстоит еще интереснее. До освобождения ему оставалось четыре месяца, но вдруг откуда-то взялось новое уголовное дело. Причем «второе» преступление он якобы совершил точно в то же самое время, в которое им было совершено «первое», но в другом районе города. Ему прямо намекали на то, что, если он будет и дальше давать показания, на свободу не выйдет. И в ИК‑7 г. Красноармейска, куда его отправили отбывать наказание после суда, были созданы столь невыносимые условия, что Ефимов решился на суицид.
Несмотря на все это (и даже на реплики потерпевшего Зейналова, который в ответ на свидетельства против него прямо в суде отвечал: «Ну и что? Это давно было!»), судья Кировского районного суда Дарья Богданова 5 ноября 2015 года признала Хмелева виновным. Виновным в том, что совершил «заведомо ложный донос» на сотрудников администрации ИК‑17 г. Пугачева. И назначила Хмелеву наказание — два с половиной года.
Защита Хмелева добилась отмены приговора в апелляции, и дело рассматривается заново. Тем же судом, правда в другом составе. Защите уже отказано много в чем, самыми вопиющими стали отказы суда в применении систем аудиопротоколирования, а также в приобщении письменных ходатайств, заявленных в процессе. И вновь в суде выступают бывшие заключенные ИК‑17, подвергавшиеся насилию. Какой будет итог — скоро узнаем.
Александра Букварёва —
специально для «Новой»
P.S.
P.S.
Почти одновременно с вынесением приговора по «ложному доносу» Хмелеву 3 ноября 2015 года в Мордовии апелляционным постановлением Верховного суда республики был оставлен в силе приговор Александру Решетову. Он также пожаловался на избиение сотрудниками колонии, что привело его самого на скамью подсудимых. Наказание он получил точно такое же, как Хмелев, и по той же статье (ч. 2 ст. 306 УК РФ).
Ну начнем, помолясь
Возбуждено первое административное производство в рамках «пакета Яровой»
Суд:мировой суд Черкесска.
Подсудимый: Вадим Сибарев.
Статья:cт. 5.26 КоАП («Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания о религиозных объединениях»).
Стадия:начало процесса.
Срок: грозит штраф до 50 тысяч рублей.
В Карачаево-Черкесии Центр борьбы с экстремизмом (Центр «Э» МВД) возбудил административное дело на основании поправок из «пакета Яровой» — за миссионерство. Фигурантом и первопроходцем стал 25-летний кришнаит Вадим Сибирев, который раздавал религиозную литературу на улицах Черкесска и рассказывал прохожим о своей вере. Один из прохожих — Рашид Зитляужев, которому была вручена книга, впечатлился, оскорбился и направился с заявлением в полицию. В полиции посчитали, что Сибирев нарушил Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», в котором оговаривается, где можно вести миссионерскую деятельность, а где нет.
Рассмотрение дела началось в мировом суде Черкесска 4 августа, кришнаиту грозит штраф до 50 тысяч рублей.
Напомним, антитеррористический пакет поправок депутата Ирины Яровой Владимир Путин подписал 7 июля этого года. Уже на следующий день петиция за отмену поправок набрала 10 000 подписей, сейчас их — более 700 000.
Анна Симонаева —
специально для «Новой»
«Лысые карлики» как социальная группа
Шамиль Казаков, стремившийся стать сотрудником полиции, но не принятый по национальному признаку, частично оправдан
Суд:Пролетарский районный суд Твери.
Осужденный:Шамиль Казаков.
Статьи:ч. 1 ст. 282 УК РФ («разжигание ненависти и вражды к социальной группе «сотрудники полиции») и 319 УК РФ («оскорбление представителя власти»).
Стадия:вынесен приговор.
Наказание:10 месяцев исправработ.
11 августа Пролетарский районный суд Твери огласил приговор татарину Шамилю Казакову, который обвинялся в разжигании ненависти к социальной группе «сотрудники полиции» и в оскорблении представителя власти.
Как уже писала «Новая», татарин по национальности, Шамиль Казаков, с детства мечтавший быть милиционером, в прошлом году пытался устроиться на службу в УМВД по Тверской области. Но после длительных проверок ему отказали, обосновав отказ в неформальной беседе тем, что на службу в полицию не берут по негласной установке «чеченцев, лиц кавказской национальности, татар и мусульман». В ответ Казаков выложил в интернете видеоролик, где аудиозапись этого разговора смонтировал с эпизодами из фильма «Обыкновенный фашизм» и снабдил комментариями. Кроме того, в качестве заставки в ролике были изображения сотрудников управления кадровой службы Тверского УМВД, наряженных в нацистскую форму.
Указанные сотрудники почувствовали себя оскорбленными — в отношении Казакова было возбуждено уголовное дело сразу по двум статьям УК: «Разжигание ненависти и вражды к социальной группе «сотрудники полиции» и «Оскорбление представителя власти» — начальника управления по работе с личным составом УМВД по Тверской области Анатолия Тесленко. Вскоре начался и суд. На последнем заседании 2 августа Казакова перевели под стражу. Поводом стала оперативная справка о том, что Казаков якобы снова разместил в интернете инкриминируемый ролик, а также звонил свидетелям со стороны обвинения и оказывал на них давление. Сам Казаков это отрицал, а также заявил, что желания работать в таких правоохранительных органах он больше не имеет.
В прениях прокурор попросил суд признать Казакова виновным и приговорить его в совокупности по двум статьям к 2 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении. Адвокат подсудимого Светлана Сидоркина, в свою очередь, просила оправдать подзащитного по всем статьям, так как «обвинение не доказало его вину» и «в его действиях отсутствует состав вменяемых ему преступлений». Сидоркина напомнила суду, что сотрудники полиции — ни сотрудники УМВД по Тверской области, ни сотрудники полиции в целом — не являются социальной группой. И российская, и международная практика правоприменения, по ее словам, исходит из того, что представители органов власти сами по себе не являются социальной группой и не только не могут претендовать на особую защиту от критики, но, напротив, должны быть более открыты для публичного обсуждения их деятельности.
Суд оправдал Казакова по обвинению в разжигании ненависти, но в то же время признал виновным в оскорблении и приговорил к 10 месяцам исправительных работ. Казакова освободили из клетки прямо в зале суда.
Решением несостоявшийся полицейский и его адвокат удовлетворены лишь частично и намерены его обжаловать. Поскольку, как сказала «Новой» Светлана Сидоркина, сотрудник кадровой службы Тверского УМВД Анатолий Тесленко, названный в инкриминируемом Казакову ролике «лысым карликом», не обладает распорядительными функциями относительно граждан, не находящихся у него в подчинении, а следовательно, не является «представителем власти».
Александра Букварёва —
специально для «Новой»
Не простое украшение
Бывший глава ФСИН и его подельники скоро окажутся на скамье подсудимых за махинации с закупкой электронных браслетов
Суд:Замоскворецкий районный суд Москвы.
Обвиняемые:Александр Реймер, Николай Криволапов и Виктор Определенов.
Статьи:ч. 4 ст. 159 УК («мошенничество»), ч. 3 ст. 285 («злоупотребление должностными полномочиями»), ст. 222 («незаконное приобретение и хранение боеприпасов»).
Стадия:дело передано в суд.
Уголовное дело в отношении бывшего директора Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) России Александра Реймера, его бывшего заместителя Николая Криволапова и директора ФГУП «Центр информационно-технического обеспечения и связи» ФСИН России Виктора Определенова, которые обвиняются в хищении бюджетных средств, направлено для рассмотрения по существу в Замоскворецкий суд Москвы. По словам официального представителя Генпрокуратуры Александра Куренного, уголовное дело состоит из 133 томов.
По версии следствия, в 2010–2012 годах Реймер, действуя в составе организованной преступной группы, похитил более 1,2 миллиарда рублей, которые были выделены ФСИН для закупки электронных браслетов, с помощью которых планировалось контролировать содержащихся под домашним арестом. На самом деле, полагает следствие, браслеты закупались у компании «Мета» по ценам, завышенным в несколько раз. Так, при стоимости браслета 19 тыс. рублей они покупались более чем за 100 тыс. Причем в качестве оплаты услуг за пособничество в хищении бюджетных средств предприниматель Николай Мартынов якобы передал более 140 миллионов рублей наличными самому Реймеру. СК подытоживает: мошеннические действия нанесли бюджету РФ не менее 2,7 миллиарда рублей ущерба.
В то же время сами фигуранты дела своей вины не признают. Реймер и Определенов содержатся под стражей, в отношении Криволапова избрана мера пресечения в виде домашнего ареста.
Дело об «электронных браслетах» расследовало Главное следственное управление СК России по Москве. Как заявил на днях журналистам официальный представитель ведомства Владимир Маркин, «в зависимости от роли каждого» фигуранты обвиняются не только в «мошенничестве» и «злоупотреблении должностными полномочиями», но и в «незаконном приобретении и хранении боеприпасов». Впрочем, кому конкретно инкриминируется последняя статья, Маркин не пояснил.
Вера Челищева,
«Новая»
Где, кого, за что
Дело Никиты Белых. Басманный суд Москвы постановил наложить обеспечительный арест на имущество экс-губернатора Кировской области Никиты Белых в рамках уголовного дела о получении взятки в крупном размере. Как сообщила «Новой» пресс-секретарь суда Юнона Царева, арест на имущество Белых (речь идет о земельном участке) наложен по ходатайству следователя.
Между тем защиту экс-губернатора официально не уведомляли о наложении ареста. В любом случае, по словам адвоката Вадима Прохорова, когда защитникам сообщат, что и когда арестовано, они примут решение об обжаловании.
В конце июня Белых был задержан в Москве и на следующий день по решению Басманного районного суда помещен в СИЗО по обвинению в «получении взятки в особо крупном размере (ч. 6 ст. 290 УК), санкцией которой предусматривается наказание до 15 лет лишения свободы.
Президент Путин ранее отстранил Белых от должности губернатора Кировской области в связи с утратой доверия. Временно исполняющим обязанности главы региона назначен Игорь Васильев, с 2014 года возглавляющий Росреестр.
Дело о сорванном погоне.10 августа истек очередной срок продления меры пресечения в виде содержания под стражей петербургскому архитектору Сергею Ахметову, задержанному в ноябре прошлого года по обвинению в «применении неопасного для здоровья насилия к представителю власти». Так как следствие почему-то не стало подавать ходатайство о продлении ареста, то Ахметова отпустили из СИЗО «Бутырка» под подписку о невыезде, рассказал «Новой» его адвокат Сергей Бадамшин.
По версии следствия, двумя годами ранее, в июле 2013-го, во время «народного схода» в поддержку братьев Навальных Ахметов якобы схватил полицейского за руку и сорвал с него погон. Сам Сергей и его защита с самого начала настаивали на том, что он не был в Москве с 2011 года. В момент совершения предполагаемого преступления он находился у себя дома в Петербурге и общался по скайпу с мамой. «Участие» Ахметова в «народном сходе» ограничилось тем, что он нажал «пойду» на странице мероприятия в Facebook, но не пошел. Позицию Сергея подтверждала справка, выданная экспертно-криминалистическим центром (ЭКЦ) МВД, где был сделан вывод, что Ахметов не похож на человека, запечатленного на фотографиях следствия.
Человек, в действительности сорвавший погон с полицейского и запечатленный на фото- и видеоматериалах от 18 июля 2013 года, скрылся. И следствие пошло простым путем — стали искать тех, кто на него похож, в фейсбучной группе «Народного схода в поддержку Навального». Так и попали на Сергея.
21 ноября 2015-го Ахметова задержали в Выборге, на границе с Финляндией, когда он возвращался из отпуска домой. В Бутырке Сергей провел более восьми месяцев.
В конце июня этого года по требованию адвоката обвиняемого Сергея Бадамшина СК Москвы начал проверку материалов уголовного дела в отношении Ахметова, в том числе на предмет проверки его алиби. Через месяц после начала проверки следователь Владимир Лебедев, изначально отвечавший за это дело, был отстранен от расследования.
Как сказал после выхода на свободу сам Ахметов «Новой», сейчас он планирует заняться работой, а также будет по-прежнему доказывать свою невиновность, ведь следствие еще не закончилось.
Дело «6 мая». Тульский областной суд на прошлой неделе оставил в силе отказ в УДО фигуранту «болотного дела» Алексею Гаскарову. Тем самым, как пояснила «Новой» адвокат осужденного Светлана Сидоркина, апелляционная жалоба была оставлена без удовлетворения, а решение Новомосковского городского суда признано законным.
Напомним, в рамках уголовного дела о беспорядках на Болотной площади в Москве, произошедших 6 мая 2012 года, Замоскворецкий районный суд столицы приговорил Алексея Гаскарова к 3,5 года колонии общего режима. Срок истекает 27 октября 2016 года.
Дело Дадина.11 августа защитники Ильдара Дадина, первого осужденного по уголовной статье о «неправильных митингах» 212.1. УК РФ, направили в Конституционный суд жалобу на незаконность приговора.
Как рассказала «Новой» адвокат Ксения Костромина, среди многочисленных положений Конституции, которые нарушаются статьей 212.1 УК РФ, в жалобе перечислены право на свободу мирных собраний, на свободу выражения мнения и право не быть повторно осужденным за одно и то же деяние.
Напомним, 7 декабря 2015 года Басманный суд столицы приговорил Ильдара Дадина к трем годам лишения свободы по статье 212.1 УК РФ — «неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования». В апелляции Мосгорсудснизил срок заключения до двух с половиной лет. Ильдар Дадин стал первым осужденным по этой статье Уголовного кодекса.
Александра Букварёва,
Вера Челищева
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»