Комментарий · Политика

«Операция под контролем ФСБ»

Российские спецслужбы ждали диверсантов в Крыму — но что-то пошло не так?

Историю с захватом двух диверсионных групп в Крыму рано считать исчерпанной, — и не только в силу противоречивости деталей официальной версии, выдвинутой руководством ФСБ. Объявлено, что захвачено не менее пяти диверсантов, и логично в ближайшем будущем ждать новых показаний и важных подробностей. Если их не последует, то доверие к этой истории в государственном изложении будет быстро уменьшаться, и само негодование президента в глазах общества приобретет театральные черты.

Что нам достоверно известно

Несмотря на то что официально погибшим считается сотрудник Министерства обороны, самому министерству, как сообщили наши источники, категорически запрещено комментировать инцидент в любых формах. Вся информация поступает только от ФСБ, и ею же контролируются утечки. Таким образом, ФСБ обладает полной монополией на информацию.
Фактов, которые я считаю достоверными, мало, и они таковы.
Министерство обороны действительно участвовало в некоей операции, но говорить об этом его представители не могут.
Ориентировки на участников пока еще условной для меня диверсионной украинской группы действительно распространялись среди всех сотрудников ЧОП на контрольных пунктах и ведомственных шлагбаумах, которыми Крым буквально набит.
Перестрелка была.
На территории Крыма задержан реальный гражданин Украины, который, скорее всего, не был кадровым разведчиком.
Между событием и официальным объявлением о проведенной операции была существенная пауза, скорее всего, для выработки непротиворечивой версии.
Ни один источник не подтвердил организованные утечки из ФСБ в прессу, что с российской стороны действительно погибли два человека. Нет фактов и обстоятельств, хотя бы косвенно свидетельствующих, что это правда. Сам факт потерь не красит организаторов контрразведывательной операции, военные обычно стараются скрыть потери. Но вот в международной политике смерть военных на собственной территории действительно может стать эффективным инструментом давления. Поэтому, до появления указа президента о награждении погибших в ходе операции, мне приходится считать этот трагический факт недоказанным.
Как сообщает ФСБ, среди задержанных есть жители Крыма, в том числе граждане России.

Что говорят специалисты

Мы публикуем мнение двух специалистов по организации разведывательно-диверсионных операций. Это действующий сотрудник ГРУ ГШ, имеющий впечатляющий личный опыт, и комментирующий его ответы бывший начальник разведки сухопутных войск ВС РФ Рустем Клупов.
На мой взгляд, самостоятельный интерес представляет собой их спокойное отношение к самому факту засылки в набитый мирными туристами Крым вооруженных людей в камуфляже — для них это ошибка планирования, но вовсе не заведомый «фейк».
В этом году в Крыму отдохнуло уже 120 000 граждан Украины. Значит, попасть на полуостров не так уж трудно. Какие обстоятельства могут заставить командование засылать группу в российском камуфляже с российскими шевронами и паспортами на надувной лодке?
Источник: Очевидно, прибыть со средствами поражения. Что касается надувной лодки, были бы другие средства переброски — думаю, непременно применили бы их. Переброска в таком снаряжении (снаряжение, паспорта) осуществляется в соответствии с общим планом акции. Скорее всего, идея могла быть предложена проводником — сотрудником спецслужб. Группа угодила в подготовленную засаду.
Клупов:Согласен с источником в части общего плана акции. Акт свершился, потери с нашей стороны — двое военнослужащих. Задержана некая группа вооруженных людей. Кто они?
Вариант 1 (Российская версия). ДРГ ВС Украины. Сами по себе ДРГ не бегают. О выводе разведывательно-диверсионных органов на территорию иностранного государства в мирное время отдает распоряжение начальник генерального штаба и никто ниже его. Даже начальник разведки ВС не имеет на это права. Но стоит иметь в виду, что и начальник генштаба не принимает решений самостоятельно, ему тоже кто-то отдает распоряжение, как правило, это Верховный главнокомандующий, то есть президент.
Вопрос: для чего? Значит, есть план операции или как минимум акции, разработанной в интересах создания благоприятных условий какого-либо политического или военно-политического действия. ДРГ не выполнила своей задачи, акция провалилась. Ясно одно: ДРГ для руководства ВСУ уже не существует.
Вариант 2 (Украинская версия). Военные МО и сотрудники ФСБ России перестреляли друг друга. На мой взгляд, версия вообще не имеет права на существование. Госграницу прикрывают пограничники, они входят в состав ФСБ. В погранзоне — это территория вдоль границы, без ведома и разрешения ФСБ никто не имеет права находиться. Они контролируют и береговую линию. Откуда, спрашивается, там могли взяться военнослужащие МО России, на резиновой лодке? Возможно, они приплыли из Керчи и там глушили рыбу, чем вызвали огонь российских и украинских пограничников. Бред. Другой вариант — это ДРГ российской разведки плыла в Украину для ведения разведки проведения диверсионно-террористического акта. В российской форме с российскими паспортами. Тоже бред. В этом случае в интересах предотвращения вскрытия группы и потери ее от дружественного огня было бы организовано взаимодействие между Генштабом и ФСБ, начиная от первых лиц и заканчивая командиром ДРГ и начальником заставы на участке.
Теперь о возможности вывода ДРГ на территорию другого государства легальным способом. В мирное время он является основным. Например, на территорию США и стран Европы попадает очень много бойцов ИГИЛ (запрещенной в России террористической организации.Ред.) под видом беженцев или вынужденных переселенцев. Как правило, это организаторы, которые формируют боевые группы уже на местах из местных жителей, опираясь на криминальную, этническую, религиозную, сепаратистскую или другую направленность будущих боевиков. Есть масса исторических примеров вывода ДРГ в другое государство официальным способом. При этом оружие и снаряжение может идти любым другим параллельным путем — от контрабанды до диппочты. Например, операция «Гнев Божий» группы офицеров МОССАД в Европе в 1972—1973 гг. Однако сложность этого способа для Украины заключается в том, что переправить снаряжение и оружие в Крым стало бы большой проблемой. Дело в том, что попасть на полуостров можно только самолетом или паромом, оба вида транспорта находятся под пристальным вниманием служб безопасности и без досмотра на них не попасть.
— На территории Крыма есть значительное число проукраински настроенных граждан, в том числе среди крымско-татарского населения. Вопрос приобретения маломощных взрывных устройств тоже можно решить на территории полуострова. Зачем тогда засылать ДРГ через границу на участке, который находится под плотным контролем ФСБ и военных?
Источник:Решить этот вопрос чрезвычайно сложно. Даже решив его, нельзя быть уверенным, что не окажешься под колпаком.
Клупов:Оружие можно найти на месте. Из криминальных сводок известно, что везде, в том числе и в России, есть черный рынок оружия. Торгуют всем — от кремневого, охотничьего и до восстановленного оружия времен ВОВ. Есть современное оружие, похищенное из армии и правоохранительных органов. Взрывчатку любой диверсант должен уметь приготовить. Но рынок оружия в глубоком подполье, в 90 случаев из 100 покупателями являются те же сотрудники ФСБ. Поэтому диверсантам нужны бы были личные связи или заранее подготовленная агентура. И то, и другое исключить нельзя. А вот про деньги — ни слова, значит, вынуждены экономить.
— Могла ли иметь место своеобразная разведка боем, при которой некая группа демонстративно засылается с риском быть обнаруженной и под прикрытием военных и бронетехники спровоцировать столкновение, в то время как другие группы тайно и безопасно переходят границу?
Источник:Однозначно нет.
Клупов:Поддерживаю. Как правило, в случае возникновения нештатной ситуации усиление охраны границы и особо важных объектов производится в соответствии с заранее заготовленными планами. Не исключаю, что при попытке прорыва границы на рассматриваемом участке были подняты по тревоге все силы и средства погранвойск по всей протяженности российско-украинской границы и местные органы ФСБ. Так что в данном случае инфильтрация на другом участке была бы невозможна.
— ФСБ оперативно отчиталась о задержании целой ячейки, как минимум один из участников дает признательные показания. Значит ли это, что они давно были в разработке, и боестолкновение просто спровоцировало активные действия по их нейтрализации?
Источник:Конечно.
Клупов:Не исключаю такой возможности. Возможно, через несколько лет узнаем правду из какого-нибудь нового художественного фильма. Это могла быть агентурная разработка, либо вскрытие подготовки было осуществлено органами технической разведки. Но, скорее всего, это результат комплексных мероприятий.
— Насколько вообще рационально и типично использовать военную разведку для организации терактов на иностранной территории не против военных целей, а против гражданских объектов и, возможно, населения?
Клупов:Это достаточно частая практика в современном мире. Гибридная война, технологией которой сегодня овладевают многие страны, имеет цели оперативного и стратегического оборудования местности, а это и есть обыкновенные гражданские объекты, такие как мосты, объекты связи, переправы, электроподстанции, объекты обеспечения населения водой, и многие другие. Вывод из строя таких объектов ведет к дестабилизации среди мирного населения и затрудняет использование оперативных служб и работу органов правопорядка, а иногда и подразделений ВС. С другой стороны при проведении диверсионно-террористических актов намеренно или случайно могут гибнуть и мирные жители.

Что из этого следует

Взвешивая этот набор фактов и квалифицированных мнений, я предположил, что мы стали свидетелями плохо подготовленной операции украинской разведки, проходившей под контролем российской стороны.
Ни одна такая операция не проходит без опоры на местных жителей, в данном случае крымчан, оставшихся патриотами Украины и согласившихся оказать содействие. Либо среди них были информаторы ФСБ, затеявшей свою контригру, либо ФСБ создала в Крыму фиктивную организацию украинских патриотов из местных жителей и предложила украинской разведке свою помощь. Примерно так была организована операция «Синдикат-2», когда в созданную в СССР подставную контрреволюционную организацию заманили некоторых руководителей белой эмиграции, в том числе Бориса Савинкова.
При таком развитии событий понятно, почему украинскую группу в точно установленном месте перехода ждало российское спецподразделение. Поскольку контрразведывательная операция касается чувствительных моментов внешней политики и может повлечь серьезные последствия, президент России должен был знать о ней с того момента, когда игра дала реальные результаты. Если с российской стороны действительно есть потери, значит, что-то в ходе операции пошло наперекосяк.