Репортажи · Общество

В Крыму обсудили национальную идею на 200 млн рублей

Гостем форума «Таврида», где молодежь учили патриотизму, выступил чиновник администрации президента

Иван Жилин , спецкор
Фото: Иван Жилин / «Новая газета»
Патриотическое мероприятие обошлось казне в 200 млн рублей. Бюджет района — 9 млн рублей. Корреспондент «Новой газеты» провел сравнительный анализ.
На автовокзале Раздольного пусто. Единственный транзитный автобус Севастополь — Армянск припарковался у платформы №4, но простоит здесь всего 10 минут.
— До Стерегущего есть транспорт? — спрашиваю у кассира.
— Нет, сегодня нет.
Стерегущее — небольшое село на раздольненском побережье на севере Крыма. Всего 144 жителя. Именно здесь Росмолодежь решила проводить крымский «Селигер» — форум «Таврида».
— Я таксисту позвоню, — говорит кассир. — Иначе никак не уедете.
Она набирает номер, и звонок раздается на входе в здание вокзала.
— Иду, иду! — забегает в зал загорелый седой мужчина в красной майке и черных шортах, представляется Владимиром. Садимся в белую «шестерку». Едем мимо полей подсолнечника…
Поля в Раздольненском районе засеяны до сантиметра: подсолнух, зерновые, бахча. «Местные фермеры молодцы, — говорит таксист. — Если бы не они, район совсем бы вымер: туристов мало, остается только сельское хозяйство».
Въезжаем в Стерегущее. Село тянется вдоль дороги на два километра. Дома местных жителей — небольшие облупившиеся мазанки. Но когда «шестерка» тормозит у ворот с крупной надписью «Таврида», предстает другая картина: опрятные одноэтажные домики, выложенные плиткой тротуары и подстриженные газоны. Здесь, на закрытой территории, и проходил организованный Росмолодежью форум, на который из федерального бюджета в этом году выделили 200 млн рублей.

«Огонек» Коротича и книга Бжезинского

Форум намного меньше своего предшественника — «Селигера»: если тот за смену принимал до 5000 человек, то «Таврида» — до 500. Никаких селигеровских палаток здесь нет, участники живут в коттеджах, по 3–4 человека в комнате. Нет больше ни полевой кухни, ни костров. All inclusive.
В отличие от Раздольного, здесь и говорят не о деньгах и бытовых проблемах, а о высоком. Вот тема первой лекции (всего их за день будет две): «Формирование национальной идеи России: истоки и современность». Лектор — Ольга Васильева, замначальника Управления администрации президента РФ по общественным проектам. К началу лекции, 10.00, большой шатер заполняется слушателями до отказа. Публика приветствует Васильеву долгими аплодисментами.
— Тема, о которой мы с вами будем говорить, должна звучать никак иначе, как патриотизм, — начала лектор. — Вот слова президента: «У нас нет никакой, и не может быть другой объединяющей идеи, кроме патриотизма». Вопрос о любви к родине — важнейшая составляющая и воспитательной, и мировоззренческой сферы. И напомню, что слово «патриотизм» происходит от греческого «patris» и означает любовь к отечеству, а самое главное, в переводе с греческого — возможность и стремление подчинить свои интересы интересам родины.
Еще Васильева рассказала, что в произведениях древнерусской литературы — «Повести временных лет», «Слове о полку Игореве» и других — 340 раз встречается формулировка «За русскую землю». «Это и есть наша идея патриотизма — «За русскую землю», — резюмировала лектор.
Далее она перешла к рассмотрению патриотизма в контексте истории.
Сегодняшнее понимание российского патриотизма, по словам Васильевой, сформировалось в XVIII веке. «Идеалом политического деятеля становится прежде всего царь, который заботится о благе отечества».
Особая благодарность — Сталину.
— 4 февраля 1931 года на общесоюзной конференции работников промышленности Иосиф Виссарионович произнес слова, которые явились началом реабилитации русской истории: «В прошлом у нас не могло быть отечества. Но теперь, когда мы свергли капитализм, а власть у нас народная, у нас есть отечество, и мы будем отстаивать его независимость».
После Великой Отечественной Васильева перешла сразу к 1991 году. «Мало кто из вас помнит это время, а я была очевидцем. По средам вся страна вставала за «Огоньком» Виталия Коротича. И в каждом журнале этого номера публиковались материалы, вскрывавшие белые пятна истории. Но не просто вскрывавшие, а еще и опрокидывающие эту историю. Как большевики в 1917 году делали все, чтобы разрушить преемственность поколений, так и публикации «Огонька» были направлены на разрушение связи новой истории с историей советской. И человеческое сознание проглотило эти новые веяния, был просто дурман, мы изучали историю, которой не было. Когда меня спрашивают, что же в то время случилось, я отвечаю: есть у нас такой «друг» по фамилии Бжезинский. Почитайте его книгу «Большая шахматная доска». Журнал Коротича выполнил свою задачу блестяще».
По словам Васильевой, решительно отходить от «дурмана» страна начала в 2014 году, когда президент Владимир Путин предложил создать историко-культурный стандарт.
После лекции большинство участников форума отправились на пляж. Мне удалось выловить двоих и спросить, какой они видят национальную идею России? Молодой уфимский историк Александр Юдин сформулировал ответ кратко: «Патриотизм». Его волгоградский коллега, представившийся Алексеем, ответил подробнее: «Я как историк думаю, что национальной идеей должно стать историческое образование молодежи. И поскольку сегодня мы видим много фактов ее фальсификации — считаю, что мы должны этому противодействовать».

На земле

На следующий день после посещения «Тавриды» отправляюсь в село Серебрянка. Владимир Балух, фермер с 16-летним стажем, встречает меня в центре села.
— Думал, вода сегодня будет, а говорят, что нет. И завтра нет, — ругается фермер по пути домой.
— Какой воды нет?
— Ну питьевой, в кране. Нам же из Кумова перекачивают — это село в 40 километрах отсюда. Чуть что у них случится — мы терпим.
Сельское хозяйство — основа экономики Раздольненского района.
— Я обрабатываю 20 гектаров, — рассказывает Владимир Балух. — Сею пшеницу и ячмень. Но понимаешь, в чем дело, — оно не стоит ничего, это зерно: 6 рублей за килограмм. В прошлом году много было воя из-за цен на зерно, а в этом еще больше будет, потому что тогда хоть кориандр и лен в цене были, а в этом народ их бросился сеять, а они подешевели резко — до 16 рублей. Если в прошлом году кориандра у нас во всем районе было 50 гектаров, а льна — 150–200, то теперь льна — 600–700 га, а кориандра — 200–300. Ну откуда взяться цене?
Раздольненские фермеры стараются жить своим хозяйством, чтобы реже ходить в магазин (о местных ценах — ниже). Выращивают овощи, разводят скот. Владимир держит корову и трех телят.
Но «на земле» в Раздольненском районе все-таки работают немногие. «У крупных предприятий только по 20–30 наемных работников, — говорит Владимир. — Я, например, свои 20 гектаров сам обрабатываю. Большая часть трудоспособных все равно едут куда-то работать: в Евпаторию, в Ялту, на материк — где стройки есть или другая хорошо оплачиваемая работа».

«У нас бюджет всего 9 миллионов»

С главой администрации Раздольного Павлом Чернявским встречаемся в его кабинете. На входе объявление: «Ведется аудио- и видеофиксация».
— Это я специально записываю всех, кто приходит. Чтобы с непристойными предложениями не приставали. А то были у меня тут, например, ребята из Евпатории, говорят: «Разреши колбасный ларек поставить, а мы тебя озолотим». Я им предложил уйти, либо полицию вызову.
Основной проблемой глава администрации считает низкие зарплаты. «Вот у нас в райцентре — от 6 до 12 тысяч в месяц люди получают. Сейчас ведем переговоры о том, чтобы маслозавод у нас возродить — там тысяч по двенадцать, думаю, людям смогут платить. Да и работников потребуется немало, а то безработица в поселке около 20%».
— А какова причина безработицы?
— Не хотят трудиться, вакансии есть. Может быть, зарплаты маленькие. Так у Раздольного и бюджет всего 9 млн рублей.
Кроме низких зарплат есть еще одна проблема: высокие цены.
— Мы бы очень хотели, чтобы сюда «Пуд» пришел или другой супермаркет. Он бы составил конкуренцию нашим частникам, которые цены, конечно, загибают. Ну что такое: суповой набор у нас на рынке стоит на 50% дороже, чем в Симферополе. Помидоры в магазине стоят 80 рублей, а им красная цена сейчас, в урожай, 10–20 рублей за килограмм.

* * *

Напомню: на форуме «Таврида» обсуждали национальную идею. Может ли стать нашей национальной идеей возрождение глубинки? Думаю, может. Но в этом случае придется давать Раздольному 200 млн рублей, а молодежным форумам — по 9 млн. И так по всей стране.