Кандидат в депутаты Госдумы, политик, член ФКС Партии 5 декабря, преподаватель:
Ирина Хакамада недавно дала интервью «Новой газете» и в своей живой манере рассказала о программе и целях «Партии Роста», которую она теперь представляет. Основной тезис всего интервью можно сформулировать так: на сегодняшний день нужно заниматься защитой экономических интересов малого и среднего бизнеса, вступив в диалог с существующими структурами власти. И хотя это не принесет нам ни демократии, ни либерализма в ближайшие 50 лет, надо выбрать именно эту стратегию, потому что такой роскоши, как «занятие демократией», мы позволить себе не можем. Примеры эффективности подобной стратегии она находит в Сингапуре и Китае. Да и сама эта ценность глубоко вторична. Серьезные люди, мол, должны делом заниматься, а не болтать о ценностях.
Сама «Партия Роста» в своих программных документах не столь откровенна. «Путь к демократии лежит через развитие экономики», — говорится на сайте партии. Демократическое будущее в этой картине наступает автоматически, но при этом откладывается на неопределенный срок. Странно сегодня, после многочисленных дискуссий о сложности демократизации, полагать, что сам по себе один только экономический рост, оторванный от переизобретения политических институтов и изменения формы социальных контрактов, может привести нас к желаемому будущему. Эти рассуждения в духе Милтона Фридмана мы слышим уже 25 лет. И благо если бы это были просто рассуждения.
Отказ принимать в расчет собственно политические и культурные трансформации очень напоминает рассуждения вульгарного марксизма: мол, пролетарская революция принесет нам освобождение женщин, так что заниматься проблемами гендерного неравенства в особом порядке нам не нужно. Французский политический теоретик Пьер Розанваллон называет подобную доктрину «утопическим либерализмом», который он отличает от либерализма позитивного: «Отказ от политики, утопия полностью прозрачного общества, критика промежуточных автономных социальных структур: здесь есть все для того, чтобы политическое использование такой идеологии могло привести к тоталитарному обществу».
Позиция, утверждающая, что никакая политика, самоуправление, демократия не нужны для развития общества, что их можно отложить «на потом», — видит в экономике автономную и первичную реальность. В этой логике репрессии и архаизация страны могут идти своим чередом, а экономика — своим.
Если говорить о приложении такой политики к нашим реалиям, то выходит, что «Партия Роста», откладывая борьбу за новые политические институты на потом, решает вполне не утопическую и конкретную задачу — найти деньги для поддержания существующего гибридного режима. Вывести его из-под шквала критики, которая приобретает за последние годы экономический уклон.
Нам предлагают признать, что экономическая эффективность есть единственное, вокруг чего складывается общественный консенсус. И особая роль в этом консенсусе отводится экспертам Большого экономического разума, которые и будут решать, что является экономически выгодным, а что — нет. Вопросы свободы, справедливости, прав человека просто не вписываются в эту модель. Вся гражданская жизнь оказывается декоративным элементом. Репрессии и несвобода будут оправдываться экономическими соображениями. Предполагаемым экономическим ростом будут подавляться любые вопросы, касающиеся распределения его издержек, что как раз является вопросом политики.
Однако вопрос о ценностях в демократической оптике не является избыточным дополнением к политике и экономике. Забвение ценностей, которые потенциально могли бы разделить все члены общества в ходе обсуждения, ведет лишь к политико-экономическому распаду. Даже политические институты, насаженные сверху, не выживают перед натиском таких производных «экономической эффективности», как коррупция, произвол правоохранительных органов или несправедливость судов. Что, в свою очередь, ведет к экономическому спаду, а никак не к росту. Это убедительно доказала история последних 16 лет.
Поэтому только ценностное и, как следствие, институциональное переустройство общества может привести нас к построению демократического и экономически эффективного государства. Однако новые ценности надо созидать, они не придут автоматически. Созидать не только в пространстве высокой культуры, но и в социально-политической практике граждан.
Последняя еще не оформилась в устойчивые институты, но уже получила опыт гражданского и политического действия, начавшегося с волной протестов конца 2011 года. Действия, ищущего новые формы уже сегодня, когда правящий режим спровоцировал реактивную волну политической мобилизации. В программе «Партии Роста» и в высказываниях Ирины Хакамады звучит молчаливый призыв — разойтись по домам, к хозяйству и частной жизни. Можем ли мы также отказаться от содействия процессам самоорганизации граждан? Доверить экспертам дискредитировавшего себя правительства судьбу страны? Это было бы невозможным.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»