Сюжеты · Спорт

Сборная беженцев от войны

У этой команды нет возможности выступать на Олимпиаде за свою родину, и поэтому она выступает просто — за мир

Али Феруз , специально для «Новой газеты»
На церемонии открытия Олимпийских игр в Рио, вслед за командой Греции, традиционно возглавляющей шествие, и хозяевами соревнований будет идти сборная беженцев — впервые в истории Олимпиады. В марте Олимпийский комитет официально объявил, что на летних Играх в Рио эта сборная выступит на правах самостоятельной команды. Она пройдет под олимпийским флагом.
В команду вошли сильнейшие спортсмены, которые из-за войны и преследований были вынуждены покинуть родину.
— Конечно, мы хотели бы представлять свои страны, но сейчас мы представляем самый большой флаг, флаг всех стран мира, в которых есть беженцы, — говорит Юсра Мардини, одна из спортсменок сборной.
Обязательным условием для участия в Играх были высокие спортивные результаты, а также наличие статуса беженца. Из 43 претендентов в сборную попали десять спортсменов из Сирии, Южного Судана, Эфиопии и Демократической Республики Конго. Они выступят в трех дисциплинах: плавание, дзюдо и легкая атлетика.
Все олимпийцы-беженцы прошли профессиональную подготовку в спортивных школах, под руководством известных спортсменов, в прошлом — чемпионов и призеров Олимпийских игр.
О личном пути каждого спортсмена на Олимпиаду рассказало Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ). «Новая газета» собрала вместе их истории.
Юсра Мардини, 18 лет, Сирия, плавание
Фото: Reuters
Когда надувная лодка стала уходить под воду, Юсра быстро поняла, что нужно делать. Девочка из Дамаска вместе со своей младшей сестрой прыгнула в воду и начала толкать лодку с 20 беженцами к берегу, в сторону Греции.
— Там были люди, которые не умели плавать. Не знаю, что бы было, если бы вдруг они утонули, — говорит Юсра. За спасенные жизни она заплатила небольшую цену — потеряла обувь. Доплыв до греческого острова Лесбос, Юсра вместе с остальными людьми, ищущими убежище, отправилась дальше, на север, в Европу. В 2015 году девушка приехала в Германию. В Берлине она начала тренироваться в клубе Wasserfreunde Spandau 04. Сейчас живет в Бельгии, на Олимпийских играх будет представлять сборную беженцев в плавании. В 2012 году на мировом первенстве Юсра выступала за Сирию.
— Я хочу показать всем, что после боли, шторма приходит мир. Я хочу, чтобы люди не теряли веру в свою мечту. В Германии многие меня поддержали, дали мне все для тренировок.
Рами Анис, 25 лет, Сирия, плавание
Фото: Reuters
— Я родился в Алеппо. Мое детство, моя спортивная жизнь, моя семья, друзья, всё — Алеппо.
Когда Рами было 14 лет, он поступил в школу плавания. В 2012 году началась война и родители отправили Рами в Стамбул. Там он жил со своим старшим братом.
— Я взял с собой сумку, где было две куртки, две футболки, две пары брюк — она получилась маленькой. Я подумал, что поживу в Турции всего пару месяцев, а затем вернусь домой, — вспоминает Рами.
Но вышло иначе.
Плаванием он занимался в престижном спортивном клубе «Галатасарай». Не имея турецкого гражданства, Рами не мог участвовать в соревнованиях.
— Знаете, на что это похоже? Когда ты учишься, учишься, а потом вдруг не получаешь права сдавать экзамен.
В один день Рами с другими беженцами сел в надувную лодку и поплыл на греческий остров Самос. В итоге добрался до бельгийского города Гент. В Бельгии получил статус беженца. Тренировался девять раз в неделю с бывшей олимпийской чемпионкой Кариной Вербауэн.
— Я так горд, что буду сейчас соревноваться с чемпионами. Плавание — моя жизнь, бассейн — мой дом!
Пополе Мисенга, 24 года, Демократическая Республика Конго, дзюдо
Пополе было 9 лет, когда он бежал от боевых действий в Кисангани (город на северо-востоке Конго). Когда его подобрали, он уже восемь дней бродил один в лесу. Мальчика доставили в больницу в Киншасе. Уже там, в центре адаптации беженцев, Пополе открыл для себя дзюдо:
— Когда ты ребенок, ты нуждаешься в том, чтобы получать какие-то советы от своей семьи, как жить. А у меня ее не было. Дзюдо помогло мне: научило дисциплине, спокойствию, целеустремленности. Всему.
Пополе всегда был предан дзюдо. Но каждый раз, когда он проигрывал соревнования, тренер запирал его в номере на несколько дней, оставлял только кофе и хлеб. В 2013 году, на чемпионате мира в Бразилии, когда его в очередной раз из-за проигрыша лишили еды, Пополе отправился искать другое пристанище.
— В моей стране у меня не было дома. Война оставила там только смерть и боль, и я подумал, что будет лучше обустроить свою жизнь в Бразилии.
После получения статуса беженца в Бразилии Пополе начал тренироваться в школе дзюдо под руководством Флавио Канто, олимпийского бронзового призера.
— Я выиграю медаль, — уверен Пополе, — и посвящу ее беженцам.
Йоланде Мабика, Пополе Мисенга. Фото: Reuters
Йоланде Мабика, 28 лет, Демократическая Республика Конго, дзюдо
Военные действия на востоке Конго разлучили Йоланде с родителями, когда она была маленькой. Йоланде помнит, как вертолет забрал ее в Киншасу. Там, в центре адаптации детей беженцев, она, как и ее партнер по команде Пополе, начала заниматься дзюдо.
В их судьбе вообще много общего. В 2013 году, когда Йоланде приехала в Рио на чемпионат мира по дзюдо, тренер тоже отобрал у нее паспорт. Когда она проигрывала соревнования, тренер запирал ее в номере. И однажды Йоланде сбежала из гостиницы. Позже получила статус беженца в Бразилии.
— Я буду частью этой команды, и я выиграю медаль. Эта возможность изменит мою жизнь.
Йонас Кинде, 36 лет, Эфиопия, марафон
iocnewsroom.com
— Обычно я тренируюсь каждый день. Но когда услышал про сборную беженцев, начал тренироваться два раза в день, чтобы попасть в команду. Это огромная мотивация.
В октябре прошлого года на марафоне в Германии Йонас завершил марафон с впечатляющим результатом — 2 часа и 17 минут. Он уже 5 лет живет в Люксембурге. В свободное от тренировок время подрабатывает таксистом.
— В Эфиопии сейчас очень сложная ситуация. Мне кажется, жить там сейчас невозможно, очень опасно, — говорит Йонас. — Думаю, эти Игры станут большим посланием всем беженцам. Да, у нас есть проблемы, да, мы беженцы — но мы можем делать все возможное для других людей. Не могу вам даже передать это чувство…
Пауло Амотун Локоро, Роуз Нитаке Лотокьен, Ич Пур Биль, Анжелина Нада Лохалит,Джеймс Ньянг Чиенджек. Фото: Reuters
Ич Пур Биль, 21 год, Южный Судан, бег на 800 м
Ич Пур Биль рано понял, что если он хочет чего-то добиться, то надеяться надо только на себя. Он бежал от боевых действий в Южном Судане еще в 2005 году, оказался в лагере беженцев в Кении. Сначала играл в футбол, но зависеть целиком от товарищей по команде — это было не для него.
— В лагере для беженцев у нас, конечно, нет никаких условий для тренировок. Даже обуви нет. И погода не благоприятствует — с утра до ночи жарко, — рассказывает Ич. — Я сосредоточен только на своей стране. Мы — те люди, которые могут все изменить. Я могу доказать другим беженцам, что у них есть шанс. И надежда — тоже есть.
Пауло Амотун Локоро, 24 года, Южный Судан, бег на 1500 м
Всего пару лет назад Пауло был пастухом. Он говорит, что «не знал ничего», кроме своей родины, которая, сколько он себя помнит, всегда воевала. Война вытолкнула его в соседнюю Кению. Именно там Пауло сказал себе: «Я хочу стать чемпионом мира».
Пауло тренировался в Найроби под руководством Тегла Лорупе, известного кенийского бегуна.
Роуз Нитаке Лотокьен, 23 года, Южный Судан, бег на 800 м
Роуз бежала от войны в Южном Судане, когда ей было 10 лет. Во время школьных соревнований в лагере беженцев на севере Кении тренер предложил Роуз бежать 10 километров.
— Я никогда не тренировалась, но я пришла второй, — улыбается Роуз. — В Рио я буду представлять свой народ.
Анжелина Нада Лохалит, 21 год, Южный Судан, бег на 1500 м
Анжелина не видела своих родителей с шести лет. В этом возрасте она бежала из своего дома в Южном Судане. Война добралась до ее деревни: «Все было разрушено», — рассказывает Анжелина. Она слышала, что родители все еще живы, несмотря на то, что «голод был очень жестоким» последний год. Помочь родителям — это ее главная мотивация на Олимпийских играх в Рио.
Сейчас она живет в лагере беженцев на севере Кении. Там, начиная со школьных соревнований, она увлеклась легкой атлетикой.
— Первое, что сделаю, когда выиграю медаль? Куплю своему отцу лучший дом.
Джеймс Ньянг Чиенджек, 28 лет, Южный Судан, бег на 400 метров
Когда Джеймсу было 13 лет, он ушел из дома, чтобы не попасть к повстанцам, которые делают из детей маленьких солдат. Джеймс бежал в Кению, там он пошел в школу, которая известна миру своими великими бегунами. Мальчик присоединился к старшей группе ребят.
— Тогда я понял, что если Бог дал вам талант, вы обязательно должны его использовать, — говорит Джеймс. — Выступив хорошо, я помогу другим беженцам. Возможно, среди них тоже есть талантливые спортсмены, но у них нет возможности по-настоящему раскрыть себя. Мы, беженцы, получили возможность поехать в Рио. Мы должны оглянуться назад и посмотреть туда, где наши братья и сестры, у которых тоже есть талант. Мы ведь можем помочь им тренироваться и сделать их жизнь лучше.
Подготовили Татьяна Васильчук, Али Феруз — специально для «Новой»