Сюжеты · Общество

Дороги, которые нам выбирают

Очередной мегапроект для Крыма: федеральный центр выделит полуострову 139 миллиардов рублей на строительство 300 километров трассы от Керчи до Севастополя

Иван Жилин , спецкор

Золотые километры

«Мы не без проблем и некоторых дискуссий нашли необходимое финансирование. <…> Это сумма серьезная, более 100 млрд рублей», — заявил премьер-министр России Дмитрий Медведев на прошедшем в Севастополе совещании о перспективах дорожного хозяйства. По словам премьера, максимальная цена корректировке не подлежит.
Однако и без потенциального увеличения стоимости сумма 139 млрд рублей вызвала удивление.
«Таврида» пройдет от Керчи до Севастополя через Симферополь и Бахчисарай. Ее протяженность составит 300 километров, то есть каждый километр обойдется в 466,3 млн рублей. Это не рекорд. Рекорд был поставлен в 2012 году на Кубани, где к Олимпиаде-2014 построили трассу Адлер — Красная Поляна: 48 километров за 227 млрд рублей. Но в Сочи цена хотя бы объяснялась необходимостью строить большое количество тоннелей, мостов, эстакад и, в конце концов, совмещенностью автомобильной и железной дорог. Крым же ждет типовая четырехполоска, самый сложный участок которой — горная местность под Севастополем. Но именно на севастопольский участок планируется потратить мизерную (по меркам «Тавриды») сумму — 8 млрд рублей. Остальные 131 млрд уйдут на укладку асфальта по ровной степной местности.
Источники «Новой» в правительстве Крыма предполагают, что высокая стоимость трассы может объясняться технологией укладки дорожного полотна.
— Дорога будет сделана методом холодного ресайклинга. Это голландская технология, при которой вместо традиционного щебня используется перемолотый грунт, — сообщил собеседник в министерстве транспорта.
Холодный ресайклинг — действительно новая для России технология. Но вот любопытный факт: в 2009 году Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия выпустила учебное пособие «Восстановление асфальтобетонных покрытий методом холодного ресайклинга», в котором профессор С.Ф. Филатов сообщал, что ремонт дорог голландским методом в три раза дешевле, чем традиционная российская укладка щебня.
«Новая газета» направила запрос в правительство Крыма с просьбой предоставить обоснование высокой стоимости трассы. На момент публикации материала ответа не было. Ждем.
Бывший помощник первого заместителя главы Крыма Михаила Шеремета Владимир Гарначук посоветовал искать обоснование стоимости «Тавриды» в компании-подрядчике.

Кто построит

Подрядчик строительства, Санкт-Петербургская компания ЗАО «ВАД», в 2014 году вошла в список «королей госзаказа» по версии Forbes, заняв с полученными из бюджета 35 млрд рублей пятое место (см. Под текст).
Подряд на строительство «Тавриды» компания получила без конкурса.
Владельцев компании, бизнесменов Валерия Абрамова и Виктора Перевалова, собеседники «Новой» называют «людьми Ротенбергов».
В пресс-службе ЗАО «ВАД» отказались прокомментировать стоимость строительства трассы.

Откуда деньги?

Названная Дмитрием Медведевым и Сергеем Аксеновым сумма — 139 млрд рублей — на 54 млрд больше первоначальной: в марте этого года глава Крыма оценил строительство «Тавриды» в 85 млрд. Цена росла постепенно: в июне Аксенов заявил, что после изучения экспертами рельефа местности стоимость реализации проекта была увеличена до 128 млрд рублей. А на прошлой неделе вице-премьер Крыма Олег Казурин заявил о необходимости очередного увеличения сметы — на 11 млрд. При этом Казурин отметил, что решение об увеличении стоимости строительства должно принять федеральное правительство. И оно, судя по всему, деньги нашло.
Правда, где именно будут взяты дополнительные миллиарды, пока непонятно. В Министерстве транспорта уже сообщили, что финансирование проекта будет осуществляться в рамках Федеральной целевой программы по социальному и экономическому развитию Крыма и Севастополя (ФЦП). Но в программе на строительство и реконструкцию дороги из Керчи в Севастополь предусмотрено всего 41,8 млрд рублей.

Тем, кто держится

В мае 2016 года Дмитрий Медведев произнес в Крыму речь, моментально ставшую хитом интернета. Отвечая на вопрос пенсионерки из Феодосии о том, почему на полуострове не произошло индексации пенсий, премьер-министр заявил: «Ее (индексации) нигде нет. Просто денег нет. Найдем деньги — сделаем индексацию. Вы держитесь здесь, вам всего доброго».
139 млрд рублей, выделенных на строительство 300 километров дороги в Крыму, — это четверть расходов федерального бюджета на образование (585 млрд рублей), половина расходов на здравоохранение (254 млрд рублей), и это больше, чем расходы на культуру (97 млрд рублей).
Согласно данным Росстата, в России сегодня проживает 42 729 000 пенсионеров. Если деньги «Тавриды» потратить на индексацию пенсий в стране, надбавка до 2020 года получится действительно небольшой — 67 рублей ежемесячно. Но если «наложить» эту сумму на Крым, где и появится «золотая дорога», то местные пенсионеры, 677 000 человек, в течение четырех лет будут ежемесячно получать к своим 8000 рублям дополнительные 4215. На эти деньги «продержаться» точно легче.
Под текст
ЗАО «ВАД» («Высококачественные автомобильные дороги») зарегистрировано в Петербурге в 1994 году. Начинала ВАД с асфальтирования улиц Петербурга. Стала лидировать на рынке еще при губернаторе Яковлеве. Однако по-настоящему дела компании пошли в гору четыре года назад. С 2012 года ВАД ежегодно выигрывает подряды на сумму не менее 20—25 млрд руб. В 2013 году две трети контрактов ВАД обеспечили всего пять подрядов, среди которых — реконструкция двух федеральных трасс и строительство части кольцевой автодороги вокруг Петербурга. На сегодня ЗАО «ВАД» — крупнейший строитель дорожной сети Северо-Запада. На ВАД приходится половина городского заказа по ремонту петербургских улиц. Основные доходы предприятия обеспечивают заказы на строительство и реконструкцию федеральных трасс. Конкуренты неоднократно обвиняли ВАД в махинациях и сговоре с чиновниками при прохождении конкурсов на ремонт дорог, жаловались в ФАС, обращались в Арбитражный суд. Но к пересмотру результатов тендера или расторжению контракта это не привело ни разу. В 2013 году компания выиграла дорожных подрядов на 70 млрд руб. В 2015 году портфель заказов компании превысил 80 млрд руб. Финансовым успехам ВАД совершенно не мешает то, что компания часто оказывается в центре скандалов (преимущественно — из-за претензий к качеству работ и подозрений в коррупции) и судебных процессов, а также становится фигурантом административных и уголовных дел. Притчей во языцех стали работы, выполненные ВАД при строительстве автодороги Калининград — Зеленоградск. На объекте дорожники «химичили» с несоответствующим ГОСТу песком, добытым на нелегальных карьерах, а заодно и со щебнем — применяли более дешевый, не имеющий отношения к проекту (гранит с повышенной кислотностью). Ущерб, причиненный государству, предварительно оценен в десятки миллионов рублей. Также Росприроднадзор обнаружил и пресек незаконную добычу песка при строительстве ЗАО «ВАД» автодороги «Сортавала». Инспекторы установили, что под видом восстановления нарушенных земель Минобороны вблизи поселка Саперное (Ленинградская область) дорожники добывают песчаный грунт и поставляют на объекты ЗАО «ВАД». По факту порчи земель и безлицензионного пользования недрами сейчас проводится расследование. В декабре 2014 года в Калининграде был обнаружен подпольный асфальтовый завод, принадлежащий, как выяснилось, ООО «ВАД-асфальт» (дочерняя компания ЗАО «ВАД»). Следователи возбудили уголовное дело по факту «незаконного предпринимательства, сопряженного с извлечением дохода в особо крупном размере» (ст. 171 ч. 2 УК РФ) в отношении гендиректора «ВАД-асфальт». Нина Петлянова, соб. корр. «Новой», Санкт-Петербург