Комментарий · Политика

День рокировок

Что означают увольнения и перестановки в региональных элитах накануне выборов?

Президент Путин издал сразу несколько указов, касающихся региональной политики в России

Отставки

В отставку в связи с «утратой доверия» отправлен губернатор Кировской области Никита Белых, находящийся под следствием. Примечательно, что это стало возможным, несмотря на то, что Белых был избран жителями области, а решение суда о признании его вины в настоящий момент отсутствует. Исполняющим обязанности губернатора области тем же указом был назначен глава Росреестра Игорь Васильев.
В отставку также отправлен губернатор Севастополя Сергей Меняйло, находящийся в состоянии затяжного конфликта с бывшим председателем заксобрания города и одним из героев «Русской весны» Алексеем Чалым. Исполнять его обязанности временно назначен Дмитрий Овсянников, заместитель министра промышленности и торговли РФ.
Прекращены полномочия еще двух глав регионов — Сергея Ястребова (Ярославская область) и Николая Цуканова (Калининградская область). В оба региона исполняющими обязанности назначены силовики — бывший заместитель министра внутренних дел Дмитрий Миронов и бывший руководитель регионального ФСБ Евгений Зиничев.

Оптимизация и назначения

Одновременноперестал существовать Крымский федеральный округ: республика Крым и город Севастополь, согласно указу президента, включены в состав Южного федерального округа. Полномочным представителем президента в округе остался бывший генеральный прокурор Владимир Устинов, занимающий эту должность с 2008 года. Официальная причина указа заявлена как «повышение эффективности деятельности органов федеральной власти». Олег Белавинцев, бывший полпред президента в округе, перешел на работу в Северо-Кавказский федеральный округ, где сменил Сергея Меликова. Последний в свою очередь был назначен заместителем главы Росгвардии Виктора Золотова.
Кроме того, Путин провел еще несколько перестановок в администрациях федеральных округов. Сергей Меняйло, по его собственным словам, «из прессы узнал», что отправляется работать полпредом президента в Сибирский федеральный округ. Полпред этого округа Николай Рогожкин освобожден от занимаемой должности. Бывший калининградский губернатор Цуканов переведен на работу полпреда в Северо-Западном федеральном округе, где сменил Владимира Булавина.
Примечательно, что почти никто из фигурантов президентских указов за исключением Никиты Белых и двух бывших полпредов не остался без работы, даже если и пошел на понижение, как, например, Меняйло.
Мы попросили экспертов пояснить, что могут означать столь масштабные рокировки менее чем за два месяца до федеральных выборов в Думу.

Комментарии

Александр Кынев

политолог

«Из четырех последних назначений губернаторов трое — силовики»
Эти увольнения произошли в условиях, когда выдвижение кандидатов уже фактически завершилось. При этом сами по себе регионы сложно устроены с точки зрения элит, но определенный баланс в них существует. Система находится в относительно стабильном состоянии, сохраняется статус-кво, а эти отставки его ломают. Это рискованный сценарий.
Вообще, с точки зрения развития бюрократических институтов, каждый чиновник стремится расширить меру своей компетенции. Как правило, когда возникает в системе некий вакуум, то те группы, которые доминируют, обычно его заполняют независимо ни от какой другой логики. Вся история назначения губернаторов в 2010-х годах говорит о том, что кандидаты лоббировались теми группами, которые в этот момент находились в фаворе. Поэтому, на мой взгляд, то, что из четырех назначений губернаторов трое — силовики, более чем показательно.
Учитывая предыдущее назначение, допустим, в Тульской области, это говорит о том, что просто сам по себе подбор кандидатов на эти посты подчеркивает доминирующую роль силовых элит в настоящее время, особенно ФСО и ФСБ. Те элитные группы, которые сейчас наиболее сильны, капитализируют свое влияние в конкретные посты руководителей.
Что касается отставки Никиты Белых, то по процедуре все равно — избран губернатор или не избран. Это особенность нашего закона: порядок избрания изменился, а порядок увольнения — нет. У нас уже увольняли избранных губернаторов. Николая Денина в Брянске уволили вскоре после выборов, на которых он триумфально победил. Вячеслав Гайзер получил больше 70% в Коми. Это еще раз подчеркивает, что центр не воспринимает электоральные процедуры на местах как свободные, что в центре все прекрасно понимают, в каких условиях эти выборы проводятся.

Евгений Минченко

политолог

«Произошло серьезное распределение влияния внутри путинского политбюро»
— За последнее время произошли серьезные подвижки с точки зрения распределения влияния внутри путинского политбюро. Усилились группы ФСБ и ФСО, укрепилась практика перехода региональных лидеров на позиции полномочных представителей президента. То, что кадровые перестановки происходят комплексно, — стандартная практика в нашей стране. Думаю, что с выборами напрямую это не связано, хотя и этот фактор наверняка учитывался. Но, скорее всего, просто накопились определенные решения. У Ястребова, видимо, не хватало авторитета в регионе, Белых попался на взятке, Цуканов и Меняйло пошли на повышение — стали полномочными представителями президента. Хотя понятно, что у Меняйло в Севастополе было затянувшееся противостояние с Чалым. Но в целом это комплексное решение, такой достаточно разносторонний пасьянс.

Екатерина Шульман

доцент кафедры государственного управления ИОН, РАНХиГС при Президенте РФ

«Россия вступила в зону кадровой турбулентности»
— Уход Сергея Меняйло связан с желанием перед выборами затушить публичный конфликт в таком значимом регионе как Крым, где все должно быть особенно дружно и без скандалов. Поэтому пару Меняйло — Чалый решили развести как можно дальше друг от друга. Что же касается упразднения Крымского федерального округа и объединения его с Южным федеральным, то сами по себе округа и должности полпредов все меньше имеют смысла. У них нет внятных административных полномочий, нет внятной ресурсной базы. Это почетные и красивые должности, но каково их значение — не очень понятно, так что объединение может быть лишь символическим жестом. Крым настолько стал частью России, что ему уже не нужен и собственный округ.
Однако Меняло и Николай Цуканов, становясь полпредами в Сибирском и Северо-Западном округах, не отправляются на «почетную пенсию», аналогом такой пенсии могли бы стать места сенаторов в Совете Федерации, они же, наоборот, продолжают вращаться на высокой кадровой орбите, потому что статус полпредов — это знак принадлежности к высшему бюрократическому классу. В будущем каждый из них может быть в какой-то момент выхвачен с этой орбиты и посажен на какую-то более осязаемую должность.
Появление силовиков в Ярославской и Калининградской области не должно удивлять. Ярославская область — проблемная, там и голосуют не так как положено, там специфическая ситуация с организованной преступностью, а Калининград — «окруженный врагами» форпост России, тем более там нужно иметь надежного человека.
Сегодня мы находимся в большом электоральном цикле 2016-2018 годов. Все это время нас будут ждать кадровые турбулентности, и пока, они только начинаются. Я думаю что перестановки и в силовых ведомствах, и в гражданских продолжатся весь период между парламентскими и президентскими. Это достаточно рискованный отрезок. Смысл электоральной турбулентности в том, чтобы система обновилась, достигла нового равновесия, избавилась от каких-то ставших уже не нужными кадров, но при этом сохранила свои базовые свойства.
Последнее. Почему решения были приняты именно сегодня? Возможно, в этом есть определенного рода «логистический» резон. Будущим губернаторам будет удобно пойти в сентябре на выборы в единый день голосования, вместе с Думой, чтобы воспользоваться людьми которые туда придут. Учитывая, что настроения в электорате достаточно вялые, явка ожидается невысокой — новым губернаторам технически будет удобно избираться на пост.