С бизнесменом из Нового Уренгоя Олегом Ситниковым, главой «Корпорации Роснефтегаз», я познакомился год назад, на XX экономическом форуме в Санкт-Петербурге. Меня заинтересовала история Ситникова, на которого в сентябре 2013 года было совершено покушение. Он получил девятнадцать ножевых ранений, потерял три литра крови, но чудом выжил. Расследование уголовного дела о покушении откровенно волокитится. Но зато активизировался прессинг предприятий самого Ситникова со стороны контролирующих органов. Еще в июле прошлого года в публикации «Тиски ликвидаторов» я задал вопросы: «Почему криминал и борцы с криминалом имеют общего «врага» — уренгойского предпринимателя? Почему правоохранительные органы не могут оградить Ситникова от криминального давления? От открытых и циничных нападений на АЗС и хищений с нефтебаз? Когда бандиты сносят заборы, нейтрализуют охрану и спокойно заезжают на базы ГСМ на бензовозах, загружаются и исчезают? Одновременно с криминальным наездом волна за волной накатывают проверки государственных контролирующих органов, обрушиваются шквалы обысков и выемок правоохранительных структур» (подробности см. в «Новой», № 77 от 22 июля 2015 г.).
Сегодня уже ни для кого не секрет, что проверки предприятий Олега Ситникова организованы прокурором Ямало-Ненецкого автономного округа Александром Герасименко. Есть документальное подтверждение — поручение, датированное 19 июля 2015 года, попавшее в мое распоряжение в одну из командировок в Новый Уренгой.
Получившее публичную огласку распоряжение окружного прокурора привлекло внимание и Генеральной прокуратуры России. В ЯНАО нагрянула проверка, по итогам которой комиссия пришла к выводу, что прокурор Герасименко явно предвзято относится к предпринимателю Ситникову. Генеральный прокурор России Юрий Чайка объявил прокурору ЯНАО строгий выговор. В мотивировочной части приказа о выговоре черным по белому написано: «Прокурором Ямало-Ненецкого автономного округа Герасименко А.В. на протяжении нескольких лет инициировались проверки группы компаний Ситникова при отсутствии законных оснований…» Отмечены в приказе Юрия Чайки и «грубые нарушения федерального законодательства», обусловленные «ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей, снижением требовательности и контроля за работой подчиненных со стороны прокурора ЯНАО Герасименко…» (см. «Новую», № 132 от 30 ноября 2015 г.).
В середине июня в Санкт-Петербурге состоялся XXI экономический форум, в работе которого снова принял участие и глава «Корпорации Роснефтегаз» Олег Ситников. 16 июня в рамках форума прошла сессия, на которой обсуждалась тема «Безопасность для бизнеса». Выступил на сессии и генеральный прокурор России Юрий Чайка. Он отчитался о борьбе надзорного ведомства с незаконными проверками, рассказав, что с лета 2015 года Генпрокуратура ведет онлай-реестр проверок бизнеса, что за год прокуратура избавила предпринимателей почти от 300 тысяч визитов проверяющих и опротестовала почти 3 тысячи незаконных правовых актов, только в 2015 году, по словам Чайки, после прокурорских протестов чиновники исправили 24 тысячи документов. Генеральный прокурор пообещал предпринимателям, что будет держать под личным контролем их жалобы.
После окончания сессии «Безопасность для бизнеса» Олег Ситников, что называется, поймал Юрия Чайку на слове и передал лично генеральному прокурору заявление о прессинге своего бизнеса, предположительно организованном прокурором ЯНАО Александром Герасименко. А на словах рассказал и об астрономическом количестве проверок, и о том, как ведется уголовное дело о нападении на него, Ситникова.
Чайка пообещал разобраться. Но то ли разбирательство затянулось, то ли в прокуратуре ЯНАО ничего не знают о том, что Генпрокуратура России борется с незаконными проверками, но уже 22 июня, через три дня после окончания экономического форума в Санкт-Петербурге, на предприятия Олега Ситникова нагрянула очередная проверка. Более ста проверяющих — из налоговой, полиции, других контролирующих органов — одновременно прибыли практически на все сорок четыре АЗС и базы, входящие в «Корпорацию Роснефтегаз».
— Откуда только столько сотрудников нашлось, — удивляется Ситников. — Когда на меня совершили покушение, даже осмотр места преступления некому было проводить…
Есть еще один момент, вызывающий удивление. Саму прокуратуру ЯНАО в последнее время лихорадит. Только в июне уволили семь сотрудников. И это не секретарши, уборщицы или водители. А, например, начальники отделов Никита Шахматов, Алексей Найденов, Елена Баженова…
В то же время в прокуратуре округа остается немало сотрудников, которые негласно поддерживают не своего руководителя, а Ситникова. Иначе как объяснить, что в публичное пространство периодически попадают внутренние документы прокуратуры ЯНАО?
Именно один из сотрудников прокуратуры на днях прислал мне очередное «персональное» поручение Александра Герасименко о проверке предприятий Олега Ситникова. Документ датирован 12 июля. В нем окружной прокурор поручил прокурору Нового Уренгоя привлечь сотрудников полиции, налоговой, СКР для проверки предприятий, учредителем которых выступает Олег Ситников. Одновременно прокурору города поручено проанализировать материалы всех предыдущих проверок «на предмет установления оснований для предъявления исковых заявлений о взыскании неосновательно полученного обогащения в результате совершения противоправных действий». При этом Герасименко дает письменное распоряжение «…незамедлительно принять меры по понуждению судебных приставов к наложению арестов и реализации имущества»…
Что интересно, аналогичный по содержанию «персональный» документ по проверке предприятий, входящих в «Корпорацию Роснефтегаз», прокурор ЯНАО уже подписывал 19 июня 2015 года. И именно это прокурорское «поручение» стало одним из оснований для вынесения Александру Герасименко строгого выговора генеральным прокурором России. Более того, когда этот документ попал в публичное пространство и о нем узнал Олег Ситников, бизнесмен обратился в Салехардский городской суд с административным иском, потребовав признать необоснованными и незаконными действия прокурора ЯНАО.
Салехардский городской суд ЯНАО согласился с доводами заявителя, что окружной прокурор вышел за рамки своих должностных полномочий. И вынес решение, в котором признал действия прокурора ЯНАО Александра Герасименко «…не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы» Олега Ситникова.
Правда, в кассационной инстанции решение суда первой инстанции не устояло и было отменено. Но — по формальному основанию. Оказалось, что решение Салехардского суда не подписано судьей, его вынесшим. При этом на всех заверенных копиях решения подпись председателя горсуда есть. Более того, когда представители Ситникова знакомились с материалами дела, подпись судьи на оригинале решения была. А за день до рассмотрения дела с материалами знакомился представитель прокуратуры… (Подробности см. в «Новой», № 55 от 25 мая 2016 г.) Ситников обжаловал это решение, и сейчас оно ждет своего рассмотрения в следующей судебной инстанции.
А противостояние прокурора Александра Герасименко и бизнесмена Олега Ситникова продолжается. И надо сказать, что под прокурорским прессингом оказалось не крохотное предприятие. Предприятия, входящие в «Корпорацию Роснефтегаз», в 2015 году заплатили более 127 миллионов рублей налогов, около 14 миллионов рублей направлено на благотворительность…
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»