Сюжеты · Экономика

Политическая стройка заморожена из-за скандала

Кофликт властей Петербурга и «Трансстроя» грозит срывом сроков строительства ключевого объекта ЧМ-2018 — стадиона «Зенит-Арена»

Виктория Работнова , Корреспондент
Фото: «Новая газета»
Самый знаменитый петербургский долгострой и один из самых дорогих стадионов мира — футбольный стадион на Крестовском острове, за строительством  которого не первый год следит «Новая газета», — оказался в критической ситуации.  На стадионе, который еще полтора месяца назад торжественно обещали закончить осенью (а в сентябре провести первый тестовый матч) в скандальной ситуации меняется генеральный подрядчик: контракт с «Трансстроем» Смольный намерен расторгнуть.
Представители городской администрации и генподрядчика обмениваются публичными обвинениями и ждут реакции федеральных властей.
Министр спорта Виталий Мутко заявляет, что они — не арбитры, и что все должно решаться между заказчиком (Комитетом по строительству питерской администрации) и генподрядчиком, которые «обречены договориться».
Понятно, что завершение строительства и проведение на «Крестовском» Кубка Конфедерации-2017 и чемпионата мира-2018— важнейшая политическая задача. И удастся ли теперь ее решить — не может предсказать никто...
Острая фаза скандала началась 13 июля, когда около сотни рабочих из компаний-субподрядчиков объявили забастовку, требуя выплатить задержанную на два месяца зарплату, и заблокировали вход и выход со стадиона. На следующий день «Трансстрой» заявил о попытке рейдерского захвата объекта и сообщил Смольному о приостановке исполнения контрактов. Администрация ответила заявлением о возможности полного разрыва контракта, посетовав на «ничем не объяснимую жадность» генподрядчика. И уже утром 15 июля генподрядчику вручили уведомление о расторжении трех контрактов на сумму в 24.5 млрд рублей. Если в течение десяти дней генподрядчик либо не устранит предъявленные ему претензии, либо не пожалуется в суд, контракт считается прекращенным.
Претензии Смольного обширны: по сообщению его пресс-службы, есть девять причин для расторжения контракта.
Это постоянное удорожание строительства стадиона, неспособность генподрядчика объяснить образовавшийся в период до мая 2015 года дефицит по смете в размере 2.5 млрд рублей, получение генподрядчиком «беспрецедентных преференций» по авансированию проекта, затягивание работ, затягивание принятия необходимых производственных и управленческих решений, «хроническое отсутствие на строящемся стадионе материалов и оборудования привело к невозможности выполнения работ субподрядными организациями, которые, как правило, вынуждены работать без денег, без рабочей документации, без материалов», необеспечение приобретения необходимого оборудования и материалов для своевременного окончания работ, игнорирование обязательства по содержанию объекта до момента получения заключения о соответствии и ввода в эксплуатацию...
И, наконец — внимание!, — «телеграмма, поступившая в адрес правительства Петербурга за подписью председателя наблюдательного совета ООО «Компания «Базовый элемент»« О.В. Дерипаски о том, что ООО «Инжиниринговая корпорация «Трансстрой» «не входит в группу «Базовый элемент». В результате чего «правительству Петербурга непонятен состав акционеров и совета директоров компании, выполняющей работы на таком уникальном, капиталоемком объекте».
Отметим, что в свое время привлечение к строительству стадиона компании, контролируемой миллиардером Олегом Дерипаской, считалось весьма важным. Предыдущий контракт — с компанией «Авант», — был расторгнут в 2008 году из-за значительного удорожания проекта (напомним, что все начиналось с суммы в 6.7 млрд. рублей, а сейчас речь идет уже о 44 млрд. рублей, с учетом входной группы). Более того: говорят, что нежелание правоохранительных органов расследовать масштабные хищения в процессе строительства (по данным Счетной палаты, из общего объема выделенных к началу 2013 года средств — 14,5 млрд рублей — «необоснованно затраченных» оказалось 6,6 млрд рублей: почти половина выделенного из бюджета) было связано именно с тем, что они не хотели связываться с Дерипаской, входящим в «ближний круг» президента.
Теперь выясняется, что Дерипаска не имеет отношения к «Трансстрою», и возникает резонный вопрос: кто же тогда строит стратегический объект?
Генподрядчик, тем временем, отреагировал на намерения Смольного гневными заявлениями на сайте стадиона.
В них сообщается, что «решение заказчика о расторжении контракта продиктовано не стремлением способствовать улучшению ситуации со строительством стадиона или решить накопившиеся проблемы, а очевидным желанием заставить подрядчика стать более сговорчивым». Что «представители генподрядчика уже не первый месяц испытывают давление со стороны заказчика, хотя наши обязательства по продолжению строительных работ мы реализуем в полном объеме». Что «проблемы в проекте, как и проблемы с темпами стройки, в первую очередь связаны с рабочей документацией». Что «созданный в феврале 2016 года координационный штаб строительства под руководством вице-губернатора И.Н.Албина не только не смог решить уже существующие к тому времени проблемы, но лишь усугубил имеющиеся и добавил новые». Что «попытка изменения генподрядчика на этапе, когда до окончания работ осталось менее 15%, является не более чем популистским шагом со стороны Комитета по строительству». Что «замена генподрядчика на этапе, когда стадион готов на 85% официально принятых работ, делает невозможными обязательства завершить строительство в течение 11 месяцев». Что они сомневаются в том, что «в текущих условиях заказчик будет в силах найти на рынке другого достаточно профессионального генподрядчика для выполнения необходимого объема работ в условиях сжатых сроков и существующих сложностей с финансированием и документацией». Что генподрядчик «намерен использовать все существующие правовые возможности для защиты своей позиции, и надеется, что федеральные органы власти, для которых Чемпионат мира имеет значительно большее значение, чем для Комитета по строительству, активно включатся в данную ситуацию»...
Вице-губернатор Игорь Албин на эти заявления ответил не менее гневно (на своей странице в Фейсбуке): мол, «нелепость суждений в официальных комментариях компании «Трансстрой», достигла уровня, необходимого для профессиональной квалификации, но не строительной или управленческой, а скорее клинической», обвинив менеджмент «Трансстроя» в «патологической жадности».
В общем, Смольный и «Трансстрой» перешли к полномасштабной войне — первой жертвой которой рискует стать именно стадион. И хотя глава Комитета по строительству Сергей Морозов заверяет, что «несмотря на принятое Правительством города решение о смене генеральной подрядной организации, стадион будет сдан в эксплуатацию в установленные сроки», в это мало кто верит.
Приходится констатировать, что все-таки взорвалась «бомба», заложенная еще во времена губернаторства Валентины Матвиенко (которая в августе 2007 года обещала, что в марте 2009 года «Зенит» проведет на новом стадионе первый матч нового сезона).
Много лет строителям во всем шли навстречу — послушно увеличивая стоимость стройки века, не обращая внимания ни на возражения оппонентов, ни на сравнения стоимости стадиона с аналогичными европейскими. На сколь угодно масштабное воровство бюджетных денег закрывали глаза: надо построить любой ценой! Надо ли удивляться, что генподрядчик привык к комфортному режиму, когда можно получать деньги, не находясь при этом под жестким контролем? Стоит напомнить, что за последние три года в Смольном трижды сменились вице-губернаторы, курирующие стройку, и каждому из них в условиях дефицита времени и постоянных окриков из Москвы о важности строительства было не до налаживания этого контроля: с генподрядчиком пытались договориться миром. Но сейчас, похоже возможности исчерпаны.
Что дальше? Авторитетные эксперты в области строительства называют решение о смене генподрядчика «опрометчивым» и ведущим к, как минимум, полугодовому перерыву в строительстве.
Обещание провести в сентябре 2016 года первый тестовый матч сегодня выглядит ненаучной фантастикой: успеть бы к Кубку Конфедерации 2017 года.
Возможно, путем сверхусилий сделать это удастся. Но каким будет качество столь поспешных работ? И не придется ли еще раз увеличивать стоимость стадиона — несмотря на очередные обещания питерских властей этого не делать?