В отношении заключенного Зуфара Ачилова, юриста Геленджикского правозащитного центра, нарушено российское и европейское законодательство. Такой ответ на запрос Европейского суда по правам человека дал Уполномоченный РФ при ЕСПЧ. Впрочем, главное нарушение – незаконную прослушку со стороны ФСБ – представитель РФ не признал. Ранее Зуфар Ачилов вместе с геленджикским правозащитником Владимиром Ивановым подали в ЕСПЧ жалобу, ответить на которую и было предложено российской стороне.
«Теперь заявители должны решить, устраивает ли их ответ России, — пояснил «Новой газете» адвокат Сергей Богданов, защищавший Зуфара Ачилова. — Если устраивает, дело можно решить выплатой компенсации и примирением сторон. Если не устраивает, ЕСПЧ должен назначить дату заседания. У меня ощущение, что правозащитники на примирение не согласятся».
В своем письме Европейский суд по правам человека поставил перед РФ ряд вопросов. Отвечая на вопрос про содержание Ачилова в ИВС Геленджика, представитель России признал: нарушена Европейская конвенция о защите прав человека – статья 3 (запрет пыток и бесчеловечного обращения) и статья 13 (право на защиту).
Российская сторона также признала, что был не вовремя составлен протокол задержания (нарушение статьи 92 УПК РФ), а позже Зуфару Ачилову незаконно продлевали содержание под стражей (нарушение статьи 5 Конвенции). Более того, представитель РФ согласен, что при рассмотрении кассационной жалобы адвокат Сергей Богданов не был вовремя извещен о судебном заседании (этот факт Россия не считает нарушением, поскольку кассационное определение позже не было обжаловано).
Но самый главный вопрос — законной ли была прослушка правозащитника со стороны ФСБ. Как сказано в ответе, российские власти «полагают нецелесообразным предоставление позиции по данному вопросу». А ведь именно этот момент может стать основанием для пересмотра приговора, по которому Зуфар Ачилов осужден на 13 лет.
Вторым заявителем выступил Владимир Иванов, который возглавлял Геленджикский правозащитный центр. Однако его претензии российская сторона посчитала неправомерными, ссылаясь на то, что Иванов пропустил шестимесячный срок обращения в ЕСПЧ.
Напомним, члены Геленджикского правозащитного центра Гагик Аванесян, Зуфар Ачилов, Владимир Иванов и Валерий Семергей были задержаны 20 февраля 2012 года. Формально говоря, полиция действовала по заявлению частного застройщика Альберта Петросяна, который обвинил правозащитников в вымогательстве. При встрече застройщик попытался всучить правозащитникам пакет с деньгами, но, как говорит адвокат, те пакет не взяли. Тем не менее, правозащитники были задержаны. На полицейской видеозаписи, показанной в суде, одежда задержанных светится сзади. Адвокат говорит о том, что светящийся порошок насыпали на руки задержанным, когда те в наручниках лежали на полу.
Позже правозащитники рассказали о пытках в УВД Геленджика. Кубанская ОНК провела проверку, обнаружив у арестованных гематомы и следы ожогов. Однако краевой Следственный комитет в возбуждении уголовного дела отказал, сославшись на то, что задержанные могли пытать и прижигать сами себя.
Одним из основных доказательств была прослушка, которую вела ФСБ. Но когда правозащитники потребовали предоставить соответствующее решение, ФСБ сделать этого не смогла. В итоге председатель правозащитного центра Владимир Иванов получил 13 лет лишения свободы, юрист центра Зуфар Ачилов — 11 лет, Гагик Аванесян и Валерий Семергей — по 8 лет.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»