В среду, 29 июня, коллегия Министерства обороны во главе с Сергеем Шойгу сняла с должностей и представила к увольнению командующего Балтийским флотом вице-адмирал Виктора Кравчука и начальника штаба флота Сергея Попова. Одновременно сняты с должностей с понижением и переводом на новое место около 50 командиров Балтфлота в звании адмирала или капитана первого ранга. Событие можно смело назвать беспрецедентным в новейшей истории нашей армии.
О неблагополучном положении на Балтийском флоте и его главной базе в Калининграде нашим источникам известно давно. Но увольнение руководства повергло всех, кто знал ранее Кравчука и Попова в шок — на прежнем месте службы оба имели поощрения. Имея поначалу для размышления лишь пару фраз министра обороны о недобросовестной отчетности, как причине решения, моряки принялись на свой лад строить картину события. За два дня появилось как минимум три версии, одна из них политического свойства — конфликт между «сухопутными» и «морскими» командирами высшего звена. Чтобы не возвращаться к ней далее скажу лишь, что она не получила никаких подтверждений ни от независимых источников, близких к руководству МО, ни от осведомленных высокопоставленных отставников, ни от лиц, непосредственно участвующих в событиях. В этих условиях, МО решило само пригласить прессу на встречу с руководством и разъяснить причины такого развития событий.
Общий бардак. Именно так характеризовали положение на Балтфлоте последние 2 года знающие моряки. Подтверждением тому стали результаты проверки, которую возглавил генерал-полковник Платов. Комиссия зафиксировала то, что казенным языком называется «ненадлежащее отношение к вверенному личному составу», а отдельные детали быта напомнили жизнь нашей армии в 90-х годах. Среди фактов, которые уязвили министра Шойгу и членов коллегии более всего — сокращение рациона рядового состава (проще сказать — банальное воровство на местах, которое сейчас изучает следствие) и искажение данных о состоянии боевой подготовки, поданных Кравчуком и Поповым наверх.
Наши источники полагали, что должно быть какое-то яркое событие, которое переполнило чашу терпения руководства МО РФ. На эту роль претендовали в умах военных моряков следующие обстоятельства:
- Провалены работы по строительству укрепрайона в Калининградской области.
- Обнаружена нелегальная добыча янтаря в районе одного из аэродромов под Калининградом с участием военных.
- Два раза подряд горел эсминец из состава флота.
- Новая подводная лодка «Краснодар» пришла из плавания с сильными повреждениями выдвижных конструкций на рубке (перископ, радар, антенны и т.д.) в результате столкновения с неустановленным пока судном.
Отнеся первые два события к неизбежному в условиях недостатка информации фольклорному творчеству личного состава остальные предположения наши собеседники оставили без ответа. Скрыть повреждения подлодки в ремонтной базе очень сложно. Лодка всегда всплывает в поступательном движении. И когда выдвинутые антенны и перископ упираются в дно корабля, они загибаются назад и втянуть их в корпус уже невозможно. Вот так и приходит она в базу с откинутыми назад рогами. На жаргоне подводников это называется «троллейбус». Разумеется, посмотреть на такую диковину всегда сбегается множество свидетелей, в том числе из гражданской обслуги базы.
Впрочем, по словам наших источников с подводного флота повреждения подлодок случаются на всех флотах и во всех странах регулярно. И надводные корабли тоже горят, случается и такое. По голове за это не гладят, карьеры командиров ставятся под вопрос, но ведь и не увольняют. Так что наказаны руководители Балтфлота, скорее всего по совокупности.
На укрепление далеко вдающегося в военную ифраструктуру НАТО калининградского форпоста взамен снятых с постов командиров будут брошены лучшие силы российского флота, в значительной степени с Тихого океана. По последним сведениям, начальником штаба станет вице-адмирал Игорь Мухаметшин, командующий подводными силами ТОФ. Впрямую эта мысль не прозвучала, но на встрече руководства МО с журналистами было очевидно — судьба оказавшегося в последние пару лет в почти сплошном враждебном окружении Балтийского флота имеет высший приоритет для армии. Что же касается судьбы его бывшего командира, решившейся в самый последний момент, уже в ходе коллегии, то он, похоже, неправильно оценил ситуацию как паркетную интригу. От него ждали, что он лично явится на ковер как настоящий военный. А он слег в госпиталь как провинившийся губернатор перед совещанием в администрации президента — авось, рассосется. Не рассосалось.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»