Последний либеральный губернатор — глава Кировской области Никита Белых — был арестован в субботу Басманным судом Москвы на два месяца, до 24 августа
Последний либеральный губернатор — глава Кировской области Никита Белых — был арестован в субботу Басманным судом Москвы на два месяца, до 24 августа.
Белых из Следственного комитета неожиданно для журналистов доставили в суд еще в пятницу вечером, сразу после первоначальных следственных действий. Но проводить заседание суд не стал — по закону, после 22.00 учреждение не работает.
Ночь Белых провел в изоляторе временного содержания. К 9 утра субботы журналисты стали собираться у закрытых дверей суда. Когда в 10.30 мимо них проехал черный тонированный «уазик» и завернул за угол здания, стало понятно — доставили губернатора. В суд вскоре пустили его адвоката Вадима Прохорова и супругу. Журналисты же смогли попасть только в 13 дня — обвиняемый знакомился с материалами следствия. В зал его заводили вооруженные сотрудники ФСБ в масках. Белых выглядел предельно уставшим и измученным. Был немногословен. Во время заседания вытирал красное от жары лицо салфеткой и то и дело беспокойно ходил по клетке. За два часа присесть так и не захотел.
— Где и кем работаете? — начал заседания судья Артур Карпов, после того как Белых представился.
— Губернатор Кировской области и глава правительства.
Далее молодой следователь СК Мухачев с ходу попросил приобщить к материалам дела результаты оперативно-разыскных мероприятий, предоставленные ФСБ, — «наличие данных» о том, что Белых может повлиять на свидетелей, ход следствия и суда.
— Можете, конечно, приобщить, — несколько заторможено проговорил Белых, изучив бумагу. — Но по содержанию этот документ не соответствует действительности. Покидать страну или давить на следствие я не собираюсь.
Адвокаты просили перенести заседание на сутки. «Я принял поручение на оказание защиты 4 часа назад», — объяснил судье Вадим Прохоров. Белых к тому же живет в Кирове, а не в Москве, так что, по словам адвоката, он не успел собрать материалы для характеристики личности подзащитного: наградные листы, свидетельства о рождении детей, поручительства от лиц, заслуживающих доверие, свидетельство о собственности на недвижимость в Подмосковье, где Белых может отбывать домашний арест. Следователь и прокурор были против отложения заседания. Судья с ними согласился.
Адвокаты просили отправить губернатора под домашний арест либо отпустить под залог, ссылались на наличие у Белых трех несовершеннолетних детей и хроническое заболевание — сахарный диабет.
Фото: Евгений Фельдман / «Новая газета»
Однако следователь Мухачев заявил, что смягчающие обстоятельства крайне малозначительны по сравнению с масштабом преступления, в совершении которого обвиняется Белых, — 290-я статья УК, самая тяжелая 6-я часть: «Взятка в особо крупном размере» (максимальное наказание — до 15 лет). Более того, настаивал следователь, Белых инкриминируется получение взятки от иностранного инвестора, то есть преступление носит «дерзкий характер», при этом, совершая его, Белых занимал должность губернатора.
— Вчера с ним были произведены следственные действия, он был задержан с поличным, на нем обнаружены отпечатки, на него указали очевидцы, — говорил представитель СК. Впрочем, что это за очевидцы, кто давал Белых взятку и что за посредник получил первую ее часть, не уточнял. Необходимость ареста в итоге подытожил традиционным набором: вне изоляции от общества Белых «продолжит заниматься преступной деятельностью», «скроется за рубеж», «будет оказывать давление на свидетелей», «ход следствия» и даже «попытается уничтожить доказательства». Ну и кроме того, домашний арест не поспособствует «достижению цели установления истины по делу».
— Обоснование следствия сводится к перечислению того, что Никита Юрьевич, в принципе, может скрыться и, в принципе, оказать давление на следствие. Но нет ни одного факта, подтверждающего это. Он кому-то угрожал? У него есть билет на самолет? — спросил адвокат Прохоров. Следователь не ответил, но сообщил, что на следственных действиях Белых не отрицал получение денег, правда, утверждал, что они предназначались для нужд Кировской области.
Сам Белых в суде по поводу назначения денег в детали не вдавался.
— Я готов продолжать сотрудничество со следствием в рамках заявленной позиции. Вины я не признаю. Что касается возможности скрыться из России, то у меня изъяли загранпаспорта. Я считаю, что домашний арест — мера избыточная. Я достаточно успешный чиновник. И я действительно хочу доказать свою невиновность. Я хочу доказать, что не брал взяток, не беру и никогда не собирался. Я хочу successful story (историю успеха. — Ред.). А доказать мою невиновность можно только с помощью нормального, состязательного судебного процесса, — говоря это, Белых прямо смотрел на судью. Судья поднимал глаза редко, но пару раз кивнул обвиняемому: мол, понимаю вас…
Впрочем, через 40 минут выйдя из совещательной комнаты, господин Карпов ожидаемо удовлетворил ходатайство следствия и арестовал Белых до 24 августа.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»