Интервью · Общество

«Ищете связи хулиганов с государством? В этот раз — мимо»

Идеолог российских фанатов Андрей Малосолов — о беспорядках в Марселе

Руслан Дубов , Редактор отдела спорта
Каким бы ни был футбольный итог нынешнего чемпионата Европы, в новейшую историю он, похоже, уже вошел как состязание фанатов Старого Света. В географии беспорядков, устраиваемых «болельщиками», — практически все города Франции, где проходят матчи турнира. Среди действующих лиц фанаты стран-участниц и примкнувшие к ним сочувствующие. Поляки, немцы, хорваты, украинцы, сербы… Даже хладнокровные исландцы умудрились схватиться с португальцами.
Но главным и самым кровавым побоищем Евро-2016 стали драки в Марселе между английскими и русскими фанатами. Сотни раненых, десятки арестованных, СМИ опубликовали информацию о погибшем в результате драк, англичанине, аресты и депортация задержанных…
По поводу побоищ в Марселе, в том числе и на страницах «Новой газеты», было много сказано. Приводились самые разные версии происшедшего от конспирологических до политолого-исторических: русские «титушки», хорошо спланированные акции, быдло-бандиты… Но все равно остается больше вопросов, чем ответов. Ответов, которые можно и, мы уверены, нужно получить со стороны российского фанатского «движа».
За этими ответами мы обратились к Андрею Малосолову — человеку в своих кругах безусловно известному и авторитетному. Он — один из основателей Red-Blue Warriors — старейшей, ставшей по-настоящему культовой группировки фанатов ЦСКА, до недавнего времени считался главным идеологом «армейцев». «Первопечатник» фанатских СМИ. Именно с его подачи в 1997 году удалось организовать перемирие между фанатами на время матчей сборной, перед отборочной игрой Россия—Украина. Экс-пресс-атташе РФС, экс-вице-президент Всероссийского объединения болельщиков (ВОБ)… Более компетентных экспертов, чем Андрей, знающих «тему» изнутри, можно найти, наверное, только в компетентных органах. Мы их спросим в свое время. А сейчас приводим ответы Андрея Малосолова на вопросы «Новой газеты» с минимальными сокращениями.
— Масштаб беспорядков в Марселе стал неожиданностью лично для вас?
— Прежде чем начать отвечать на вопросы, я попрошу уточнить, что являюсь экспертом по вопросам болельщиков, ибо занимался ими и любительски, будучи до 2005 года фанатом, и профессионально, в составе РФС, ВОБ, и ряде других спортивных проектов. Но представлять меня стороной конфликта категорически не рекомендую.
Что касается масштаба беспорядков, то я ожидал от Евро-2016 и куда более худших сценариев. Наиболее опасными я видел варианты пересечений русских, польских, украинских, албанских фанатов между собой, которые обусловлены политическими, а не просто хулиганскими мотивами. Кроме того, на ЧЕ есть такие слабо управляемые силы, как болельщики Венгрии, Румынии и Хорватии, которые имеют исторические неулаженные вопросы друг к другу. Ну и наличие фанатов с Британских островов — Англии, обеих Ирландий, Уэльса, — это та еще буйная солянка, густо настоянная на алкоголе и пассионарных качествах островитян.
Однако пока всех по шуму превзошла история вокруг матча Англия— Россия. Выходки англичан происходят абсолютно, подчеркну, абсолютно на каждом Евро и мировом форуме. Они меня не удивили. А то, что англичане нарывались, и нарвались в итоге на русских, — это стечение обстоятельств, и не более того. Вряд ли кто-то планировал, что стычки за день до памятного погрома в марсельском порту перерастут во что-то большее. Безобразная работа полиции Марселя привела к тому, к чему привела. С группой риска надо уметь работать, а французы этого не сделали, и не только в день матча Россия—Англия, но и на матчах Хорватия—Турция, Хорватия—Чехия, Польша—Северная Ирландия, Германия—Украина и некоторых других.
— Судя по фото и видео, в Марселе на первых ролях была российская провинция. Группировки, известные достаточно узкому кругу. Почему?
— Если посмотреть на флаги англичан, развешанные по всему городу, то станет ясно, что и там правила бал провинция. На самом же деле столицы в обоих случаях играли важную роль. Если на майке не написано «Москва» или «London», то это не значит, что их представителей не было. Я бы не хотел сообщать, из каких городов были россияне, но фанатское движение России гармонично развивается и в регионах. Причем даже в совсем маленьких городах, в любительских дивизионах и в шестых лигах первенства Москвы.
— Если смотреть на фото и видео с беспорядков, то практически невозможно заметить «футболок» и татуировок представителей «топовых» группировок. Той же армейской «Ярославки», спартаковских «Школы» и «Юнион». Они просто не приехали на ЧЕ или это конспирация, чтобы избежать проблем с законом в России?
— Упомянутые вами коллективы если и были представлены, то единично, на то есть причины в Москве. Но, немного разбираясь в современной фан-сцене, я удивлен обилием знаков, обозначающих принадлежность к той или иной группе русских фанатов в Марселе. Фанаты, идущие на «акцию», делают максимум действий, чтобы избежать идентификации со стороны полиции, окружающих, — нет никаких знаков отличия, шарфов, татуировки закрыты, чтобы их не считали камеры наблюдения, мобильные телефоны не просто отключены, но и вообще не находятся при абоненте. А значит, русские фанаты не планировали вступать заранее в какие-то траблы с англичанами, не имели заранее достигнутых договоренностей о пересечении. Понимаю, сторонникам конспирологических версий будет неприятно. Но стычки были, скорее всего, спонтанными, их количество росло пропорционально выпитому и предматчевому напряжению. И в итоге вылилось в традиционный скандал с участием англичан.
— Существуют ли черные списки, «условный» запрет на выезд, реальные сроки за околофутбол?
— Все, что вы перечислили, есть в России. И списки, и баны на посещение матчей, и обвинительные приговоры,, и посадки за резонансные дела. Я лично сталкивался с проблемой черных списков в РФС и ВОБ. В одном из отборочных циклов, перед матчем Финляндия — Россия, финская федерация обратилась в РФС с вопросом: что им делать с письмом от одной из наших силовых структур, в котором было обращение — не впускать в страну почти 200 болельщиков из России, оформивших заявки по линии ВОБ?
Стали разбираться, выяснили, что письмо инициировал один из силовиков, работавший по линии РФС, который и направил список в Хельсинки; был огромный скандал, жестко выступили питерские фанаты, которых в списке было большинство, пожаловались Виталию Мутко. Ситуацию уладили, но на границе все равно не пропустили с десяток людей из этого списка. Поверьте, сейчас эти списки куда более масштабные, в них попали все, кто находится на оперативном наблюдении в РФ, все, кто проходил по административным нарушениям, есть там и отдельная категория, которую внес центр «Э».
— Одна из главных тем обсуждения сейчас — очень серьезная подготовка мобильных фанатских групп, как физическая, так и тактическая. Что сразу родило подозрения: за их подготовкой стоит чуть ли не ФСБ или какие-то другие государственные органы; что фанаты сейчас отрабатывают сценарий беспорядков в условной Нарве или Таллине, с вытекающими из них политическими последствиями...
— Что касается силовой подготовки, то тенденции в развитии фанатского движения эволюционно поменялись где-то в самом начале 2000-х, когда от романтики уличного околофутбола фанаты стали переходить к более щепетильному отбору своего состава, сделав ставку на физические данные участников и тактику действий. Предпринятые тогдашней милицией серьезные меры по контролю субкультуры и наказанию за громкие акции изменили и стратегию наиболее сильных игроков.
Если в мои романтические годы 80—90-х спортсменов среди нас было от силы два-три человека и вместо спорта куда больше ценился спирт, то затем тенденция изменилась. Фирмы стали качественно обновлять состав, выбирая бойцов, да и вообще товарищей по коллективу, с помощью ступенчатых проверок — потасовок на лесных полянах, по четко оговоренным правилам, с такими же дублями составов — оппонентов. Запущенный механизм эволюции привел к качественному изменению среды. На себе это я прочувствовал в 2004 году, когда после матча с «Пармой» молодой тогда спартаковский «Юнион» вынес наш олдовый состав за какие-то десятки секунд, а сам я улетел в сторону вверх тормашками, как юный снегирь. Тогда я понял, что конкуренцию в том виде, в котором есть, я проигрывал, мое время прошло,, и из любого вида спорта надо уходить вовремя.
Данная же эволюция привела к росту физических качеств фанов основных мобов, где теперь множество очень крепких парней, мастеров спорта по единоборствам, ММА, борьбе и так далее. Даже «ультрА», которая на секторах занимается перформансами и репертуаром, в значительном количестве ходит в залы, ведет спортивный и в основном здоровый образ жизни.
Такие же тенденции сейчас наблюдаются во всем европейском глобальном движении, где лидерами после русских и поляков являются немцы, шведы, датчане, сербы, венгры и даже швейцарцы. Англичане же продолжают проповедовать фирменный стиль, который сильно завязан на алкоголе и старом добром погроме города, куда они приезжают. У них есть очень и очень серьезные люди из фирм, но они сильно ограничены наблюдением со стороны правоохранительных органов и банами на посещение матчей. Поэтому так и бросалась в глаза разница в физической форме русских и англичан в Марселе.
Что касается версии участия фанатов в захвате Нарвы или Таллина в будущем, то я сомневаюсь, что такая важная функция будет отдана государством футбольным фанатам, при наличии подготовленного спецназа. Извиняюсь, вы правда верите в этот сценарий — захвата Россией Прибалтики, входящей в НАТО, — вы серьезно?
И еще один важный аспект: фанатская среда далеко не единодушна в политических предпочтениях, и украинские события довольно серьезно раскололи субкультуру в оценках происходившего.
— Есть предположения, что часть российских фанатов, принимавших участие в беспорядках, поехала во Францию за государственный счет.
— Не знаю, за чей счет был профинансирован чартер ВОБа. В мое время в РФС такие чартеры были явлением эпизодическим. Деньгами помогали спонсоры РФС, были также личные отношения руководства с организациями, которые брали вопрос на себя. Государство на себя такие функции не брало. Да и сейчас РФС — общественная, а не госорганизация, поправьтесь, пожалуйста. Не вижу в этом ничего зазорного. Вы ищете связи государства с хулиганами, мне понятно. Но здесь, скорее всего, — мимо.
— История с задержанием автобуса ВОБа как результат: три срока, 20 депортаций. Это что? Попытка реабилитации местной полиции?
— Да, отыгрались на тех, кто, в отличие от людей из фирм, не шифровался, был в зоне досягаемости. Почитал расшифровку судебного заседания, когда троим русским, при недоказанности их вины даже с помощью видеокамер, дают сроки от года до двух, и тут же гражданину Франции, арабу, признающемуся, что бил бутылкой англичан, потому что «достали», выписывают условный срок 3 месяца и освобождают в зале суда, — это за пределами всех пределов. Презумпция невиновности, доказательства, одинаковый подход в рамках закона — нет, не слышали. (Comparution immediate — судебная процедура во Франции. Применима, когда подозреваемый арестован в процессе преступления или его участие в нем совершенно очевидно для обеих сторон. Обвиняемый в течение максимум трех дней предстает перед судом, который назначает наказание не более семи тюрьмы. Обвиняемые вправе отказаться от процедуры, требуя установления истины более тщательным образом.Ред.)
— В любом случае, по сообщениям СМИ, после драк между англичанами и россиянами умер британец. Как эту трагедию можно было предотвратить? Ведь нельзя же никакими соображениями оправдать фактическое убийство? Наверное, главный вопрос, который сейчас задает Европа: почему русские так жестоки?
— К счастью, от рук россиян никто не погиб. Тот, кого похоронили наши диванные эксперты, 51-летний старый лондонский забияка, любитель олдскула, пришел в себя после драки в порту. На видеокадрах хорошо видно, что он долго стоял в первом ряду дерущихся, кидался стульями и бутылками. Дерись он с равными себе стариками, мог бы еще и отправить кого-нибудь в нокаут. Но молодые коллеги оставили британца одного и убежали.
В околофутбольном мире есть правила, и их стараются всегда соблюдать: не применять посторонних предметов. Подозреваю, что применение англичанами бутылок и стульев было воспринято нашими болельщиками как злостное нарушение негласных кодексов. Оттого и столько травм. Но очевидно, что англичане и русские,, сойдясь в рукопашной,, не вышли за рамки придуманных англичанами же правил игры. А вот те, кто в жизни тяжелее одного предмета в руках не держал, — политики и СМИ, — использовали это рядовое для всех чемпионатов Европы вылезание на рожон, в своих целях.