Неделю назад я рассказала здесь про то, как опасен недобросовестный адвокат и что с этим делать, — совсем чуть-чуть рассказала, об этом можно роман написать толщиной с кулинарную книгу Молоховец, с картинками и примерами. Увы, как и в профессии журналиста, сейчас гораздо больше тех, кто далек от сути этого занятия, так и в адвокатуре — проходимцев много. Честь и хвала настоящим адвокатам, которые знают и уважают великое дело защиты! Вот граждане справедливо спрашивают: как не подготовленному к беде человеку понять адвоката, по каким признакам отличить хорошего от плохого?
Это правильный вопрос. Причем попасть в крайне неприятную ситуацию может не только лопух. Вот на прошлой неделе в одном из московских судов был осужден бывший следователь по особо важным делам подполковник юстиции — фактически за рейдерство осужден. И знаете что? Адвокат подполковника поразил в самое сердце не только журналистов (а процесс был громкий), но даже и видавшую виды потерпевшую сторону. Он грубил, хамил, советовал потерпевшим уезжать к себе на Родину и ловить кильку, а не шляться по судам. А на оглашение приговора не пришел вовсе, и его клиента арестовали в зале суда и увели в конвойку совершенно одинокого.
Залезли в интернет, начали смотреть информацию по его делам: ну очевидно же все, нельзя было иметь с ним дело. Человек выдает о себе главную информацию сразу: расценки, расценки и еще раз расценки. Ознакомление с делом (чтобы только прочитал его) — 100 рублей за страницу, копирование им материалов дела — 30 рублей за страницу, участие в судебном заседании — 20 тысяч рублей за каждое заседание, посещение подозреваемого в СИЗО — 15 тысяч и т.д. И легко найти отзывы о нем: «Хочу предостеречь от сотрудничества с адвокатом С. Схема его работы такова: он составляет договор, требует оплатить полностью сумму до начала работы. После получения денег теряет интерес к делу. Дозвониться ему очень сложно, на письма по электронной почте отвечает не сразу, в суд не является, мотивируя занятостью по другим делам. Тянет время, срок договора истекает, и он требует новой оплаты. На все просьбы отвечает, что ничего не должен».
Понятно, что любой труд, и особенно труд адвокатский, должен быть оплачен. Но если человека интересуют только деньги, и ничего, кроме денег, — не давайте их ему. Ищите другого, читайте отзывы, изучайте предыдущие дела и отзывы. Никто за вас этого не сделает.
К нам в «Русь Сидящую» очень часто приходят люди в самой запущенной ситуации: адвоката наняли, деньги кончились, залезли в кредиты, а защищать некому. Дайте, дорогая организация, денег и других адвокатов. Нет, не дадим. До тех пор не дадим, пока сами не начнете работать над своим собственным делом.
В анкете обращающегося в «Русь Сидящую» есть вопрос: «Что вы сделали по своему делу?» Больше половины ответов: «Нашел адвоката, оплатил такую-то сумму». А дальше, как правило, следует история про то, что «адвокат ничего не сделал и вообще работал на следствие». Так как же найти хорошего, добросовестного адвоката?
Начинать надо с себя. Твой близкий попал в тяжелую жизненную ситуацию, а вместе с ним и вся семья. Потрудись — открой книгу. Если ты готов бороться за родного человека, на ближайшее время твоими настольными книгами станут УК, УПК и другие подзаконные нормативные акты. В чем состоит обвинение, какие права у обвиняемого, какие права и обязанности у защитника — сделай одолжение, почитай. Постарайся понять, в чем именно состоит работа адвоката. И да — вы ищете не волшебника, а профессионала.
Как находят адвоката? Три пути: через интернет, через объявления около бюро передач в СИЗО или по рекомендациям друзей-знакомых. Все начинается с личной встречи.
Опасно, если:
— адвокат, не видя еще ни один процессуальный документ, уверяет, что он со 100-процентной гарантией вытащит вашего близкого из тюрьмы. Нет, не вытащит;
— сайт адвоката изобилует перечислениями званий и дипломов: благодарственные письма, медали, победитель конкурсов «Сделай сам», телеведущий, рабочий кабинет находится в приемной президента РФ (да, да и такое бывает!) — подальше от таких «защитников». Деньги здесь берутся за упаковку, а не за работу;
— адвокат просит оплатить его услуги сразу и на весь период. Зачастую родственники даже не понимают, что подразумевается под словами «весь период». Стадии уголовного преследования: предварительное следствие, судебное следствие, обжалование в апелляции, обжалование в надзоре, отдельно — обжалование нарушенных прав и свобод в ЕСПЧ;
— адвокат не может четко сформулировать, в чем конкретно будет выражаться его работа: какова линия защиты, какова стратегия и тактика на каждом этапе защиты;
— очень опасно, если адвокат с ходу предлагает «решить вопрос» через руководство следственного органа или прокуратуру. Не буду проповедовать греховность взяток, скажу рациональное: любое решение, вынесенное вроде бы в вашу пользу, может и, скорее всего, будет отменено вышестоящим органом. Как только вы покажете, что обладаете способностью собирать деньги для оплаты подобных «решений», к вам выстроится очередь из желающих «решить» ваш вопрос. И проблем прибавится;
— когда становится известно, в какой суд попадает дело для рассмотрения по существу, адвокат многозначительно намекает, что у него там есть проверенные люди, и вообще этот конкретный суд ему как родной.
Если уж так случилось, что вы ошиблись с адвокатом, — не бойтесь менять. Пусть путем проб и ошибок, но вы найдете того человека, профессионала, который будет бороться и которому вы будете доверять. Хороших людей больше, чем плохих, и адвокатов это тоже касается.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»