Сюжеты · Общество

На Камчатке жители сообща потушили угрожавший селу лесной пожар, пока рядом шли учения МЧС

Фото: «Новая газета»
27 мая на Камчатке почти одновременно произошло два значимых события: завершились крупномасштабные учения МЧС, и начался лесной пожар, который мог уничтожить районный центр Тигиль. На учениях отличились спасатели и чиновники, на пожаре — сотни жителей Тигиля. Они сумели отбить свое село от огня.
О том, что над райцентром нависла угроза уничтожения, людей никто не предупредил. Они увидели это сами. Сначала над лесом появилась дымка, а затем выросла огненная стена. С гулом и треском она быстро приближалась к не маленькому в общем-то населенному пункту. Вскоре село заволокло дымом.
«Это зрелище до сих пор стоит у меня перед глазами. Огонь тек с сопки словно вода. Казалось, что остановить его — невозможно», — рассказывает воспитатель тигильского детсада Валентина Бауэр.
Справка
Тигиль — административный центр Тигильского района Камчатки. Расположен в 515 километрах от Петропавловска-Камчатского. В селе проживает примерно 1600 человек.
События в отдаленном райцентре подпортили камчатским властям праздник, связанный с успешным завершением учений по ликвидации последствий ЧС. Столкнувшись с реальной, а не бутафорской угрозой, чиновники действовали не так сноровисто.
Во время учений, как сказал губернатор Владимир Илюхин, «была показана профессиональная работа и слаженное взаимодействие между различными структурами, которые могут быть задействованы в случае возникновения чрезвычайной ситуации». В ходе пожара «профессиональная работа» свелась по большей части к моральной поддержке сельских жителей.
На учения власти сумели вывести «почти 100 единиц техники, в том числе воздушные и морские суда», а на пожар прилетели только три вертолета…
Тигильские «брандмейстеры», к слову, работали качественно. Но их сил было явно недостаточно. Тогда на борьбу с огнем вышло практически все село — включая женщин и детей. Люди таскали воду ведрами, возили на автомобилях.
«Мы использовали бензовоз объемом 16 кубических метров для подвоза воды. Из емкости слили остатки топлива, промыли ее и доставляли воду пожарным расчетам и волонтерам», — цитирует ИА «Кам 24» сотрудника тигильского строительно-монтажного управления Михаила Конева.
Пожар, начавшийся в лесополосе, местные жители, в отличие от чиновников, уже не называют лесным. Огонь проник на территорию Тигиля. На окраине горели трава, деревья, сараи, заборы. Пламя вплотную приблизилось к дизельной электростанции, но энергетики успели оградить территорию траншеей и земляным валом. Так же поступили и дорожники, чтобы защитить стационарные емкости с топливом на своей базе. На подступах к аэропорту огонь остановили летчики.
На протяжении нескольких часов ситуация оставалась критической. Только ближе к вечеру пожар отступил. Без потерь, впрочем, не обошлось. Сгорели как минимум один дом на окраине, старое кладбище, хозяйственные постройки. Досталось и телекоммуникационной вышке, на которой были установлены антенны сотовых операторов. Связь в Тигиле до сих пор работает с перебоями.
Хотя власти Камчатки передали иные данные. «Жилые дома и другие постройки огнем не задеты», — сообщалось на сайте краевого правительства.
Все обстоятельства тигильского ЧП сейчас пытаются восстановить прокуроры. В надзорном ведомстве, по моим данным, недоумевают: почему между лесом и селом нет так называемой минерализованной полосы? Она не позволила бы огню перекинуться на населенный пункт. О необходимости создания полосы, как оказалось, говорится уже не один год. Но у властей руки не доходят. Видимо, слишком много времени и сил занимает подготовка к учениям по ЧС.
Теперь, по словам местных жителей, начальники инструктируют их, как именно следует общаться с правоохранителями. О том, что сельчан не оповестили о приближающемся пожаре, — говорить нельзя; о том, как эффективно были организованы противопожарные мероприятия, — можно.
Не знаю, что в итоге будут рассказывать люди прокурорам, но в соцсетях они пишут весьма откровенные посты. Сельчане возмущены тем, что райцентр, как выяснилось, практически не защищен. Уничтожить его можно при помощи одной спички, неосторожно брошенной в лесу. Недовольны они и тем, что для тушения мощнейшего пожара не нашлось достаточного количества техники, — было задействовано всего лишь три вертолета. Понять недовольство жителей Тигиля можно. Ведь когда на Камчатку прилетают первые лица страны, их пикники на природе обслуживает гораздо большее число «вертушек».