С 6 по 13 июня пройдет 27‑й смотр российского кино. Какова его температура?
Ощущение кризиса, пришедшее в прошлом году, в нынешнем стало более отчетливым. Дают о себе знать директивы партии и правительства, вектор на лояльное, патриотическое кино. Кажется, отборщики фестиваля не без труда обнаружили в отечественном кинорепертуаре 14 работ. Причем две из них документальные. Сразу заметим, картины достойные, ведущие диалог с современностью (в игровом кино с этим у нас «все сложно»). Но и «Чужая работа» Дениса Шабаева, выпускника мастерской Марины Разбежкиной, и «Год литературы» Ольги Столповской уже были в декабре показаны на «Артдокфесте», а «Год литературы» «Новая газета» показывала на своем сайте в рамках нашего зимнего докфестиваля. Один из ярчайших фильмов года — «В лучах солнца» Виталия Манского, отмеченный 14 призами международных кинофорумов (и еще не было российской премьеры), «Кинотавр» показать не осмелился.
Среди тенденций конкурса три основные: невиданное обилие дебютов, феминизация, отсутствие режиссеров нулевых. Разве это не тема для дискуссии: чем заняты сегодня ведущие режиссеры авторского кино: Хлебников и Попогребский, Хржановский-младший и Лобан, Хомерики и Гай-Германика?
Обещают быть острыми поединки профессионалов «Из двух углов» журнала «Искусство кино». Критик — режиссер. Режиссер — продюсер. Продюсер — прокатчик. Автор — отборщик.
Женщины действительно рулят. В конкурсе — фильмы режиссеров Алены Давыдовой («Иван»), Ольги Столповской («Год литературы»), Анны Матисон («После тебя»), Оксаны Карас («Хороший мальчик»), Надежды Степановой («Я умею вязать»). Продюсеров — Натальи Мокрицкой («Зоология»), Марины Разбежкиной («Чужая работа»), Татьяны Петрик («Разбуди меня»), Юлии Мишкенине («Рыба-мечта»), Софико Кикнавелидзе («Я умею вязать»). Да и открывается фестиваль женским альманахом «Петербург. Только по любви» — семь историй о городе. Семь авторов: Авдотья Смирнова, Рената Литвинова, Анна Пармас, Оксана Бычкова, Аксинья Гог, Наталья Назарова, Наталья Кудряшова.
Фильмы основного конкурса сосредоточиваются на ощущении человека, вынужденного с нашей непредсказуемой действительностью сосуществовать.
В Сочи состоится российская премьера фильма «Ученик» Кирилла Серебренникова, удостоенного в Каннах приза имени Шале за актуальную тему. Фильм по пьесе немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга «Мученик». Про подростка Вениамина, с Новым Заветом в руках навязывающего окружающим «нормы поведения». Юный Тартюф, своим фанатизмом порабощающий других.
«Врач» — режиссерский дебют Гоши Куценко. Он вместе с Александром Яцко, Анной Михалковой, Марией Порошиной и сыграл историю нейрохирурга Юрия Михайловича. Доктора, примеряющего на себя диагнозы своих пациентов.
«Год литературы». «Что значит для писателя прожить Год литературы?» — об этом размышляет писатель Александр Снегирев. Уже пришло письмо о сносе подмосковного дома в связи со строительством автотрассы. Дома, где еще недавно собирались веселой компанией друзья, известные современные авторы: Алиса Ганиева, Анна Козлова, Павел Санаев, Сергей Шаргунов и другие.
«Зоология» Ивана И. Твердовского — про тетеньку, у которой ненароком вырос хвост. И как ей «особенной» с этим «новообразованием» жить? Этот микст прозы и сюра уже приглашен в основной конкурс кинофестиваля в Карловых Варах, где состоится и мировая премьера дебюта Алексея Красовского «Коллектор». У героя фильма профессия скандальная и актуальная. Он выбивает долги, используя эффективные и вроде бы некриминальные средства «нажима». Но в этой ситуации важно самому не превратиться в мишень.
«Огни большой деревни»Ильи Учителя. Намек на Чаплина не случаен. Двадцатилетний киномеханик Федя бьется с «врагами кино» за сохранение провинциального кинотеатра «Родина». Ради этого он готов и сам снять фильм с заезжей звездой. Дмитрием Дюжевым, например.
«Иван» Алены Давыдовой. Живет себе в маленьком городе, работает водителем на «скорой помощи» Иван. Жизнь несется по привычной колее. Однажды на пороге его дома появится маленькая девочка, которая изменит траекторию его судьбы.
«После тебя» — фильм от Анны Матисон и Сергея Безрукова. Про знаменитого артиста балета, прервавшего карьеру из-за травмы, но так и не сумевшего порвать связь с хореографией.
«Разбуди меня» Гийома Проценко. Девушке Жене, оставленной ее бойфрендом, видятся вещие сны. Поможет ли дар выбраться из криминальной реальности?
«Рыба-мечта» — режиссерский дебют Антона Бильжо. Притча о питерском корректоре, работающем над энциклопедией «Рыбы Балтийского моря». Однажды из моря возникнет Хелена и перевернет его представления о мире.
«Хороший мальчик»Оксаны Карас. Шесть дней из жизни умненького девятиклассника Коли Смирнова. Кино из рубрики «Школьный фильм». Любовные многоугольники. Поджог школьной пристройки с новыми компьютерами. Дистанция между нашим подростковым представлением о близких, учителях, родителях — и ошибающимися и ушибающимися людьми.
«Человек из будущего» Романа Артемьева. Кассирша должна стать матерью спасителя человечества, все доказательства — за этот неоспоримый факт. Но стоит ли подобным «фактам» верить?
«Чужая работа» Дениса Шабаева. Про жизнь гастарбайтера Фарруха. Про его семью, надежды, про их крушение… и новые надежды. Несокрушимые.
«Я умею вязать» Надежды Степановой при участии Сергея Иванова. О том, как трудно сохранить рассудок, если действительность «съехала с катушек».
Когда-то «Кинотавр» в отсутствие кинопроката и при наличии огромной дистанции между отечественным кино и зрителем стал главным защитником независимого авторского кинематографа. Сегодня эту миссию сложно исполнять. Но без этой защиты независимому кино не выжить.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»