В ночь на 31 мая у переводчицы Юлии Чернобродовой неизвестные сожгли машину. «Новая газета» о ней писала месяц назад. Тогда до сих пор не установленные «доброжелатели» с фейковых интернет-страниц слали Юле угрозы с указанием ее настоящего имени и адреса (женщина использует в сети различные ники), а в качестве аватарки использовали фотографии ее мужа, Михаила Гуреева, сделанные в момент, когда он заходит в подъезд дома, где живут супруги.
В частности, 22 апреля на странице ее свекрови появилось сообщение: «Гулял по просторам интернета. Наткнулся на записи Юли Чернобродовой. Нормальная деваха. Правда, пишет всякую хрень, перепосты разные делает. Все против власти и правительства. Ну это тоже сейчас часто бывает популярно, да и ладно, если в рамках приличия. Вот только… фотоколлажи-монтажи коробят, которые она в свой альбом насобирала. Дружбаны мои как увидели, кулаки сжали, у них аж пальцы побелели. Они такие, только дембельнулись. Я говорю, не надо, не нервничайте, давайте напишем ей и мужу ее, Михаилу. Они же приличные. Все поймут и исправят. А если че, тогда да. Они-то рядом тут у нас живут (по соображениям безопасности вырезали адрес. — А. Г.). Должны одуматься. Не ходить же потом, все время оглядываясь».
Чернобродова обратилась в 23‑й отдел полиции, но получила оттуда отписку: стражи правопорядка не обнаружили «реальности и конкретности высказываемых угроз». В мае она оспорила отказ в возбуждении дела через прокуратуру Невского района — материалы дела вернули в полицию для организации дополнительной проверки.
Пока полицейские и прокуроры перебрасывались заявлением Чернобродовой, петербурженка обнаружила себя на сайте http://whoiswhos.me/, где неизвестные выкладывают сведения конфиденциального характера об оппозиционерах (паспортные данные, ИНН, номера банковских карточек, адреса мест проживания, фото, сделанные в ходе слежки, и т. д.). Нашел свое досье и избитый зимой волонтер «Наблюдателей Петербурга» Данила Александров. Как сообщала «Новая», 9 февраля по пути на остановку городского транспорта Александрова догнал неизвестный, повалил на землю и избил. Врачи диагностировали перелом носа и сотрясение мозга. За неделю до инцидента Александров получил угрозу с фальшивого, якобы его собственного аккаунта. Аноним публиковал фотографии активиста, сделанные в ходе слежки за ним, посты от его имени и сообщил, что знает его адрес.
С интересом ознакомился со своими персональными данными и избитый в конце марта модератор популярного паблика «Преступная власть» Александр Марков (о нем мы также писали).
Юлия переименовала свою страницу «ВКонтакте», но продолжила выкладывать «фотоколлажи-монтажи», которые так коробят патриотов‑злоумышленников. И вот результат…
В ночь на 31 мая Юля и Михаил услышали крик соседа: «Чья машина горит?!» Горела их машина. Они выбежали во двор, увидели догорающий капот, также выгорела часть салона «Рено Мегана». В воздухе стоял запах жидкости для розжига костров, о чем сообщили потерпевшим прибывшие на место происшествия пожарные и полицейские. Камеры наружного наблюдения зафиксировали только вспышку и метнувшийся от машины силуэт.
Наутро дознаватель сказал: «Видно, что поджог, а не самовозгорание (по следам, оплавке капота, стекла)». Участковый (другой, не тот, на которого Чернобродова жаловалась в прокуратуру) сообщил, что знает о поступавших угрозах и уже ознакомился с ее страницей в соцсети.
Автомобиль восстановлению не подлежит, но супруги успокаивают себя и родных: «Не убили, уже хорошо. А машина — дело наживное. Главное, чтобы подобное не повторялось с другими. Это ведь не первый случай».
19 апреля в 23.30 у водителя Руслана Старостина (на митинги не ходил, в партиях не состоял, только критиковал в интернете Путина) сработал брелок сигнализации, через минуту позвонил взбудораженный сосед: «Твоя «Киа» во дворе горит!» К счастью, вовремя успели потушить.
— Очевидцы видели двух убегающих плотного телосложения мужчин в капюшонах! Судя по всему, было два коктейля в пластиковых бутылках, поскольку нашли недогоревшие горлышки! — вспоминает Руслан.
Текст был коротким: «Ничего еще не понял?» Ниже приложено фото жены на отдыхе и еще одна подпись: «Была счастлива деваха, пока муж с ума не сошел»
С заявлением он обратился в 26‑й отдел полиции.
А на следующий день, 20 апреля, в соцсети объявился некий Евгений Крестовский (в качестве аватарки фейковой страницы — фото жены Руслана, Анастасии). Поскольку у супругов установлена фильтрация (сообщения могут писать только «друзья»), то «Крестовский» отправил им запросы. Логично рассчитывая на то, что прежде чем одобрить желающего «дружить», пара заглянет в аккаунт автора заявки. Как только Руслан вошел на страницу, то прочитал на стене: «Ты думаешь, что будешь стебаться, как хочешь, собирать вокруг себя толпу хихикающих дебилов и никто с тебя не спросит? Или нравится, когда у самого очко жим-жим, или ничего еще не понял?»
Ниже фото его жены на отдыхе (взято со страницы Анастасии) и подпись: «Была счастлива деваха, пока муж с ума не сошел». Далее перепост какой-то незначительной записи со страницы женщины и вопрос: «Готова ли ты ради комплексов мужа идти с ним на баррикады его тщеславия?»
Руслан утверждает, что никому из посторонних о поджоге автомобиля не говорил, в соцсетях материалов не размещал, поэтому ремарка угрозы его насторожила.
Жена Руслана была в истерике: подожженная машина, угрозы на ее странице, хотя с помощью настроек муж скрыл жену в своей ленте, фамилию она оставила девичью. Единственная зацепка — совместное фото четы на ее аватарке.
«В общем, был скандал с женой, и больше никакой критики в адрес правительства! — говорит Руслан Старостин. — Стену почищу в связи с таким поворотом…»
Данные Руслана, по свидетельствам второго модератора паблика «Преступная власть» Сергея Мельникова, тоже есть на злополучном сайте (и Мельников на нем есть). Когда готовился материал, этот ресурс был уже недоступен.
Старостин подчеркивает, что не испугался, но за жену переживает: «Они понимают, что меня не напугать, поэтому действуют как крысы, через родных!»
Депутат Госдумы Дмитрий Гудков потребовал закрыть http://whoiswhos.me/, а депутаты ЗакСа от фракции «Яблоко» направили письмо начальнику петербургского полицейского главка Сергею Умнову с просьбой провести тщательную проверку по указанным эпизодам.
Александра Гармажапова, «Новая газета в Петербурге»
прямая речь
Во вторник депутат Госдумы Дмитрий Гудков рассказал в своем фейсбуке историю про петербурженку Юлию Чернобродову, которой сначала поступали угрозы, а потом ночью с понедельника на вторник неизвестные сожгли ее машину.
«Она ко мне обратилась месяца полтора-два назад, — рассказал Гудков о своем взаимодействии с Юлией. — Я написал запрос в Роскомнадзор — там мне ответили, что нет такого сайта, потому что ссылка не работает. Это не так. Хотя после моей публикации многие тоже не могут туда зайти. У меня получилась тысяча перепостов, и сейчас куча людей на сайт заходит, видимо, сервер не выдерживает. Я им написал повторно, написал в прокуратуру Санкт-Петербурга».
Сайт действительно не открывается, но доступен в кэше поисковика.
«Мне в комментариях написали люди, что и им тоже поступают угрозы. Наверняка я далеко не обо всех случаях знаю. Но судя по сообщениям, это не питерская история, а федеральная: мне пишут из разных регионов, что кто-то, например, заходил на этот сайт и увидел себя там, — сообщил Гудков «Новой». — Случаев нападений пока немного, но их надо на корню пресекать».
Гудков уверен, что происходящее — активизация неких сил в связи с приближающимися выборами. «А если под выборы, значит, это политическая штука, при поддержке каких-то организаций типа НОД, — считает Гудков. — Вряд ли это указание властей — создавать такие сайты. Это делают организации, которые объединяют всяких там отморозков, те же, кто закидывает оппозиционеров тортом, срывает встречи, нападает в Анапе… Назовем их «коллективный НОД». Логика их простая: «Мы запугиваем всех». Чтобы все боялись писать, делать перепосты. Такая вот единая стратегия запугивания граждан накануне выборов, чтобы продемонстрировать, что нападать будут не только на Навального и Касьянова, а на любого. За перепосты у нас не только сажают, но и бьют. Поэтому же они проводят эти тренинги: недавно я видел сюжет, как Росгвардия учится разгонять митинги. Ведь это показывают по телевизору. Для чего?»
Наталья Зотова, «Новая газета»
Дмитрий Гудков
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»