Расследования · Политика

«Человек Кремля»

Мэр Владивостока показал «вседозволенность, безнаказанность и размах»

Фото: «Новая газета»
С главами ведущему городу Дальнего Востока не везет: ни один мэр постсоветского периода не смог уйти по-хорошему. 1 июня под прицел силовиков попал уже четвертый по счету мэр Владивостока — 41-летний Игорь Пушкарев. Его задержали и этапировали в Москву.

Расстрельный пост

Утром 1 июня в мэрию Владивостока нагрянули сотрудники ФСБ. Одновременно обыск прошел по месту жительства Пушкарева — в коттедже на Сахарном Ключе. В этот же день следственные группы изымали документы в управляющей компании «Востокцемент» и на других предприятиях, входящих в строительную империю семейства Пушкаревых (в частности, на Владивостокском бутощебеночном заводе). Отношения мэра города с бизнесом, формально принадлежащим его близким родственникам, и стали главным поводом для скандала.
Воистину мэр во Владивостоке — больше чем мэр. Ни один из градоначальников постсоветского времени не окончил свою миссию на данном посту безоблачно. Виктора Черепкова в 1990-х отстранял от должности президент Ельцин. Его преемнику Юрию Копылову, руководившему городом с 1998 по 2004 год, дали условный срок за превышение должностных полномочий и злоупотребление ими же. Следующего мэра, Владимира Николаева, пришедшего к власти в возрасте 30 лет и известного, по сведениям СМИ, в определенных кругах под кличкой Винни-Пух, осудили в 2007 году за злоупотребление должностными полномочиями. Приговоренный к условному сроку Николаев исчез и, как говорят, обосновался в Таиланде.
Его-то и сменил молодой и энергичный Игорь Пушкарев. Он, в отличие от Черепкова, не позиционировал себя как «совесть России». Был сдержаннее на язык, чем Копылов. Наконец, имел куда более приличный бэкграунд, чем Николаев. Пушкарев занимал заметные посты в «Единой России» и на выборы мэра шел под слоганом «Кто он, человек Кремля?».
Но оказалось, что индульгенции нет и у него.

Вертикальный взлет

Игорь Сергеевич Пушкарев родился в забайкальском селе Новый Олов. После школы приехал учиться во Владивосток, где и начался его стремительный взлет.
Став агентом по продажам (по другим данным — переводчиком) в АОЗТ «Пусан», студент Пушкарев вскоре дорос до исполнительного директора этой фирмы, поставлявшей в Россию бисквиты «Чокопай» и лапшу «Доширак». В 1995 году создатель «Пусана» Кан Хюн Чол был убит при невыясненных до конца обстоятельствах.
В 1997 году Пушкарев создал и возглавил компанию «Парк Групп», в 1998-м стал гендиректором Первомайского судоремонтного завода, в 2000-м встал у руля ОАО «Спасскцемент». Вскоре в пределы его цементной империи попали ведущие профильные предприятия региона. Успехи молодого предпринимателя порождали разные версии по поводу того, кто выступает его покровителем.
С начала нулевых Пушкарев — в политике: депутат Спасской городской думы, депутат и вице-спикер Законодательного собрания Приморья. В 2004 году 30-летний Пушкарев стал самым молодым в России сенатором.
В 2008 году Игоря Сергеевича избрали мэром Владивостока (набрал 57% голосов при явке чуть выше 20%). В 2013-м Пушкарев переизбрался на этот пост с 59-процентной поддержкой электората, однако в абсолютном исчислении за него отдало голоса меньше горожан, чем пять лет назад (50 тысяч против 60). К цементной империи к этому времени добавилась информационная: газета, телевидение, радио, агентство… Постепенно мэр почти совсем «закрылся» от журналистов, не относящихся к его медиахолдингу.
Фото: Юрий Мальцев / «Новая во Владивостоке»

«Пиар пиарщиков»

Каким Пушкарев был мэром (наверное, все-таки уже — «был»; врио назначен его первый заместитель Алексей Литвинов) — вопрос дискуссионный.
Он был легок на обещания.
Еще на первых выборах пообещал Владивостоку 50 новых детских садов, которые так и не появились. А потом на голубом глазу заявил, что это был «пиар пиарщиков», направленный на поднятие рейтинга. Хотя, правду сказать, ситуация с детсадами в городе все-таки заметно улучшилась.
Куда хуже — с транспортом: трамваи Пушкарев изгнал почти со всех улиц Владивостока, а центр превратил в «пушкаревскую карусель» с односторонним движением, изрядно усложнившую перемещение по забитому машинами городу. На выборы 2013 года он шел с лозунгом о кольцевой автодороге, но ВКАД так и не появился — денег нет. Сам Пушкарев предпочитал передвигаться по скованному пробками городу на вертолете.
Новые дороги мэр, впрочем, потихоньку строил, но с постоянными срывами графика: так, трассу «Дальхимпром — Горностай» сдали с пятилетним опозданием. Дороги к поселкам острова Русского, с 2012 года соединенного с материком мостом, и сейчас не выдерживают критики. С другой стороны, краевые и даже федеральные стройки во Владивостоке — тоже не пример для подражания: гостиницы «Хаятт», обещанные к саммиту АТЭС-2012, так и не достроили.
Зато цементная империя Пушкаревых, несмотря на все кризисы, чувствовала себя прекрасно. Стройки саммита АТЭС пришлись очень кстати. Неудивительно, что мэр фигурировал на почетных местах в списке Forbes. Говорили и о его губернаторских амбициях.
Интересно, что буквально за пару дней до случившегося президент Путин имел беседу с приморским губернатором Миклушевским. Сложные отношения мэра и губернатора — не секрет.

Секрет полицемента

Но все это — «пиар пиарщиков», падающие елки, сорванные стройки — к делу не пришьешь. Более серьезные звоночки были связаны как раз с цементом.
«Новая» уже писала о том, как распределяются доли собственности на предприятиях, близких к Пушкареву. Согласно обязательному раскрытию информации на официальном сайте «Парк Групп», более 92% акций ОАО «Спасскцемент» принадлежит кипрской компании Lymex Holdings Limited. Ей же принадлежат и 52% акций ОАО «Теплоозерский цементный завод». В совет директоров предприятий, контролируемых ООО «Парк Групп», входят Андрей Сергеевич и Владимир Сергеевич Пушкаревы — родные братья мэра. В управляющей компании «Востокцемент» Андрей Сергеевич является генеральным директором, а Владимир Сергеевич — его заместителем.
Связи мэра с цементным бизнесом родственников и стали поводом для «Пушкаревгейта». В публикации «Кого закатают в асфальт?», вышедшей в «Новой» в ноябре 2015 года, шла речь о совместном расследовании, проведенном приморскими управлениями ФСБ и ФАС. В следственных материалах говорилось: с момента занятия Пушкаревым должности мэра муниципальное предприятие «Дороги Владивостока» 135 раз признавалось победителем различных торгов, причем в большинстве случаев оно было единственным участником. Назывались и поставщики «Дорог Владивостока» — предприятия, принадлежащие клану Пушкаревых. Комиссия УФАС отчитывалась: «Совокупностью имеющихся в деле материалов подтверждается, что со второй половины 2008 года администрация города Владивостока действовала недобросовестно, злоупотребляя правами, предоставленными законом…» Еще цитата: «Добиться подобных результатов… невероятно вне наличия сговора между администрацией города Владивостока, МУПВ «Дороги Владивостока» и группой компаний, находящихся под управлением ООО «Востокцемент».
1 июня наряду с Пушкаревым задержали и многолетнего директора Муниципального унитарного предприятия «Дороги Владивостока» Андрея Лушникова. Представитель СК РФ Владимир Маркин заявил: в отношении Пушкарева и Лушникова возбуждено уголовное дело по признакам преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 285 (злоупотребление должностными полномочиями, повлекшее тяжкие последствия) и ч. 3 ст. 204 УК РФ (коммерческий подкуп). «По версии следствия, в 2009–2014 годах Пушкарев, действуя вопреки интересам службы, из корыстной и иной личной заинтересованности, злоупотребляя должностными полномочиями, организовал приобретение МУПВ «Дороги Владивостока» у группы компаний «Востокцемент» строительных материалов в большом объеме… Возглавляют и контролируют «Востокцемент» близкие родственники главы города, а учредителем и собственником имущества «Дорог Владивостока» является администрация города Владивостока… Строительные материалы приобретались по завышенным ценам, за что лично Пушкарев получил не менее 45 млн рублей», — сообщил Маркин. А вот — кода его пресс-релиза: «Вседозволенность, безнаказанность и размах Пушкарева характеризует лишь одна маленькая деталь — в водоохранной зоне озера Ханка специально для его отдыха была построена база с вертолетной площадкой». Эмоциональность данной фразы дает понять: на тормозах дело спустят едва ли.