«Спортсмены», участвовавшие в бойне на Хованском кладбище, свои действия называют «самообороной». Реальное число жертв со стороны работников превышает официальную цифру в два раза — потому что пострадавшие боятся всех
Георгий Макарьев, соучредитель спортивного клуба «Здоровая нация», члены которого приняли участие 14 мая в разборке на Хованском кладбище, что, как об этом уже писала «Новая газета», привело к жертвам — трое рабочих-таджиков погибло, 24 мая выложил в ютуб видеоролик, где предложил свою версию «хованской бойни». За четыре дня ролик набрал около 10 тысяч просмотров. На видео мужчина лет сорока, в белой рубашке, чисто выбритый, в стильных очках говорит, что журналисты оклеветали «Здоровую нацию» и происшедшее освещают односторонне: «Никакого криминала в наших действиях не было и не могло быть». По его словам, с жалобой на таджиков, которые якобы работают там нелегально, к нему обратился сам директор кладбища. Руководитель спортивного клуба лишь пытался помочь Юрию Чабуеву и защитить посетителей от «озверевшей толпы таджиков», которые нелегально прячутся на территории кладбища.
Автор ролика о банде мигрантов, захватившей кладбище / Youtube
По его словам, рабочие на кладбище воровали метал, надгробья, снимали ограды и терроризировали посетителей. Жалобы в администрацию на «вымогательства» со стороны рабочих поступали неоднократно, а администрация Хованского кладбища не раз обращалась в полицию. Но не менялось ничего. «Директору кладбищенской администрации некуда было больше идти. В течение многих лет на территории творится беспредел», — говорит Георгий.
«Место одного пойманного вандала без документов тут же занимали два новых. Все, чем мы могли помочь, — направить нескольких наших ребят на патрулирование кладбища», — убеждает зрителей автор ролика Макарьев.
«Они <...> говорили, что мы, русские, не проживем и дня на этой земле. Наши парни говорили, что им страшно», — убеждал автор видеоролика...
«Это были не добрые таджики, а самая настоящая банда. С оружием, лопатами, кирками, топорами и заточенными пиками. Хорошо контролируемая, организованная. Они угрожали нашим ребятам. Выражались нецензурной бранью. Говорили, что мы, русские, не проживем и дня на этой земле. Наши парни говорили, что им страшно», — продолжает он.
…Вообще-то, как ранее рассказывала «Новая газета», истинной причиной бойни на Хованском кладбище стал передел сферы ритуальных услуг. Новый руководитель кладбища Юрий Чабуев через «спортсменов», вероятно, пытался поставить под свой контроль рабочих-таджиков, которые в частном порядке по просьбе родственников усопших больше 20 лет там работали, ухаживая за могилами (следствие, насколько нам известно, тоже склоняется к этой версии). По словам самих мигрантов, с которыми нам удалось пообщаться, новый руководитель требовал с них не только платить дань — 40 000 рублей разово за рабочее место, но и многократно поднять цены на их услуги. Причем сами рабочие в этом случае должны были получать только десять процентов от возросшей суммы, 90% отдавая новому директору кладбища.
«Здоровая нация»
«Новая газета» неоднократно пыталась связаться со спортивным клубом «Здоровая нация». Номера, указанные на сайте, были отключены. В итоге — уже после выхода видеообращения — удалось дозвониться нескольким тренерам из разных спортзалов клуба и побывать в одном из них.
Сотрудники клуба подтвердили в личной беседе корреспонденту «Новой», что человек на видеообращении действительно является соучредителем спортивного клуба «Здоровая нация». Георгия Макарьева тренеры знают лично и верят в его версию происшествия.
Зал «Здоровой нации» находится неподалеку от метро «Кунцевская», в здании бывшего кинотеатра «Кунцево» (ныне — музыкальный театр). Вход через цокольный этаж. Охранник вежливо показывает, где проходят занятия по боксу. Справа на двери — декабрьская афиша: новогодний открытый ринг по боксу и расписание занятий. За плотно закрытой пластиковой дверью — раздевалка. Следующая комната побольше — собственно, зал. Пара груш, в углу — тренажеры. Идет тренировка. Несколько молодых парней разных национальностей отрабатывают показанные тренером удары. Человек, ранее представившийся по телефону как Павел Викторович — главный тренер по боксу, мужчина лет сорока пяти, встречает у двери.
— Георгий не отвечает и на наши звонки. Хованское кладбище не буду комментировать. Меня там не было. Не могу вам придумать и добавить что-либо, но Макарьеву верю, — говорит он и просит покинуть зал.
Фото: Владислав Докшин, специально для «Новой газеты»
Фото: Владислав Докшин, специально для «Новой газеты»
Мы звонили и в другие спортзалы «Здоровой нации». Один из тренеров вначале сказал, что он не знает человека по имени Георгий Макарьев, но в итоге подтвердил, что соучредителя клуба знает лично. «Я не люблю долго общаться с журналистами, потому что я боксер, могу только по печени бить», — оборвал разговор тренер по боксу.
Среди подозревающихся в нападении на Хованское кладбище и задержанных правоохранительными органами есть чемпионы, спортсмены-разрядники, обладатели медалей в разных видах спорта. Всех спортсменов объединяет одно — они состоят в «Здоровой нации».
Пострадавшие
Мы нашли тех пострадавших от нападения, кто так и не обратился за медицинской помощью. По официальным данным, во время «хованской бойни» пострадали 26 человек, которые попали в больницу с ранениями разной степени тяжести. И трое погибли. Но, по факту, за медпомощью не обратились еще столько же. Они пытаются вылечиться самостоятельно. Среди них есть и три человека с огнестрельными ранениями.
Родственникам одного из них — Саидахмадова, который получил три огнестрельных ранения, пришлось его увезти в Таджикистан из-за серьезных осложнений, полученных в результате самолечения: раны долго не заживали, начали загнивать, поднялась высокая температура.
Теперь все пострадавшие, которые так и не обратились к врачам, прячутся от полиции
Один из пострадавших на Хованском кладбище во время разборки 14 мая — Шохид (фамилия известна редакции). Его из травматического пистолета ранили в живот.
— На тот момент я сильно был испуган. Передо мной убили моего брата (соотечественника. — Ред.). От утери я не обратил внимание даже на свою боль, — рассказывает Шохид. Он не захотел обращаться за помощью в «скорую», хотя, по его словам, у него с документами все в порядке и ему нечего боятся. Друзья в тот же день отвезли его в Подольск. — Не знаю, но я был сильно растерян. Было и страшно и больно одновременно. Никому не доверял. Поэтому уехал в Подольск и там пролечился 15 дней. Сейчас вроде лучше, раны заживают, — рассказывает Шохид. Ему 31 год. Он с 2007 года приезжает в Россию на заработки. В этот раз приехал 12 мая. Он собирался работать на Хованском кладбище.
По словам Шохида, всего более двадцати человек не захотели обращаться в «скорую» за медицинской помощью так же, как он.
«Новой» стало известно, что 25 мая правоохранители задержали одного из пострадавших, который получил несколько огнестрельных ранений, но не обращался к врачам. Они его продержали около суток и допрашивали, после чего отпустили. Теперь все пострадавшие, которые так и не обратились к врачам, прячутся от полиции.
Охота на рабочих
По словам рабочих, спортсмены из «Здоровой нации» продолжают их терроризировать. Они утверждают, что человек, который на ролике в ютубе представился Георгием Макарьевым, непосредственно участвовал в событиях 14 мая; правда, по словам рабочих, тогда он выглядел иначе — без очков и с густой бородой. Рабочие нашли предыдущие видеообращения соучредителя спортивного клуба «Здоровая нация», где он выглядит так же, как в день бойни; четверо готовы дать показания следователям о том, что они лично его видели там. (В распоряжении «Новой газеты» имеются контакты свидетелей.)
— 22 мая в обед напротив входа в центральную часть Хованского кладбища меня задержали сотрудники ОМОНа. Туда приехал один автобус и две патрульных машины. Я им сказал, что у меня с документами все в порядке, на что они мне ответили, что им *** (все равно), — рассказывает 18-летний Мухаммад, один из рабочих кладбища.
По его словам, с ним был брат и еще один таджик, его затащили в автобус, а брат остался снаружи. В автобусе несколько человек его избили. Били руками, пинали. Данные сотрудников ему неизвестны, так как они при задержании не представились.
— Я не смог даже спросить причину, почему меня бьют. Потом отвезли в Коммунарский отдел полиции. Мы с часу дня до девяти часов ночи просидели в отделении. За это время меня сфотографировали и после отпустили, — рассказал молодой человек.
16 мая Щербинский суд Москвы депортировал семерых рабочих-таджиков, которые участвовали в разборке на кладбище. Еще 22 человека приговорил к 15 суткам ареста.
Теперь рабочие-таджики боятся не только «спортсменов», но и полицейских.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»