Колонка · Политика

«Я не скурвлюсь»

Уникальность ситуации в том, что Савченко начинает политическую карьеру не снизу, а сверху

Андрей Капустин , для «Новой», Украина
Фото: «Новая газета»
Пресс-конференция Надежды Савченко, прошедшая 27 мая в киевском дворце «Украина», создала впечатление, что выборы президента страны должны состояться буквально на следующей неделе. Во всяком случае, и СМИ, и аналитики в первую очередь бросились обсуждать именно ответ Савченко на вопрос: готова ли она стать президентом Украины?
— Украинцы, если вы хотите, чтобы я была президентом, — ответила Савченко, — хорошо, я буду президентом. — Но это маловероятно. Не уверена, что люди научились голосовать не за гречку.
Понятно, что эта тема была подогрета опубликованной 26 мая на президентском сайте петицией с предложением Петру Порошенко назначить президентом Надежду Савченко, проведшую два года в одиночных камерах российских СИЗО, неоднократно объявлявшую сухие голодовки и приговоренную к 22 годам лишения свободы по обвинению в причастности к убийству двух сотрудников ВГТРК. Напомним, что в ноябре 2014 года сидящая в СИЗО Надежда Савченко возглавила список партии Юлии Тимошенко «Батькивщина» и была избрана депутатом Верховной рады. А в декабре — делегатом от Украины в ПАСЕ.
После завершения процедуры помилования и освобождения Савченко на борту президентского самолета прилетела 25 мая в Киев, где ей устроили триумфальную встречу в аэропорту «Борисполь», а Петр Порошенко у себя в администрации торжественно вручил ей Золотую Звезду Героя Украины.
Однако, несмотря на то что Порошенко изо всех сил изображал радость и восторг по случаю возвращения Савченко в Киев, было видно, что он чувствует себя не совсем в своей тарелке. Поскольку Савченко, за чье освобождение боролись и он сам, и мировые лидеры, и российская оппозиция, привезла в Киев не только пиар-триумф, но и немало проблем. Ибо одно дело наблюдать по телевизору, как Савченко в одиночку мужественно сражается с российской судебной машиной, и дистанционно бороться за ее свободу. А совсем иное — получить под бок харизматичного всенародного кумира. Причем не аполитичного победителя Евровидения, а боевого офицера с двухлетним опытом российской тюрьмы и политическими амбициями. И не просто с амбициями, а с депутатским мандатом от главного конкурента главы государства — Юлии Тимошенко.
Поэтому Порошенко, вручая высший орден страны, предельно осторожно подбирал слова, боясь, что неожиданно вырванная из СИЗО и пребывающая в крайней степени нервного напряжения Савченко уловит в его словах фальшь и не станет лезть за словом в карман. Может быть, поэтому пресс-конференция, где Савченко сказала, что вообще-то она больше всего любит летать, но если что — то готова и попрезидентить, вопреки логике знаковости события не транслировалась в прямом эфире топовыми каналами страны. Что, правда, не защитило Петра Порошенко, чей рейтинг последние несколько месяцев неуклонно падает, от широкого обсуждения ответа насчет президентских планов потенциальной соперницы. Несколько телеканалов и интернет-медиа оперативно провели онлайновый блицопрос, выясняя электоральные президентские симпатии зрителей-читателей. Поддержка Савченко достигала 76 процентов.
Понятно, что столь высокую поддержку никак не проявившему себя политику можно списать на эйфорию населения, разочарованного действиями нынешнего украинского руководства. На аванс, в конце концов. Но сигнал для власти прозвучал более чем серьезный. Причем не только для Порошенко, но и для всех украинских политических долгожителей.
Да, Савченко не политик в привычном для нынешней Украины шаблоне: ложь-продажность-цинизм-двойные стандарты-коррупмированность. Да, в ее палитре пока только два цвета — черный и белый. То есть защищать родину — это хорошо, а воровать — плохо. Да, она признает, что очень многого не знает и хорошо разбирается лишь в двух вещах — десять лет службы в армии и два года в одиночке российской тюрьмы.
Но, во-первых, она готова учиться. А во-вторых, кто сказал, что нынешний депутатский корпус — это сплошь выпускники Итона или Гарварда? И избирателям, которым профессиональные политики с их бесконечным набором одних и тех же невыполняемых обещаний давно стоят поперек горла, сегодня куда милее короткое савченковское: «Я не скурвлюсь».
Вопрос в ином — сможет ли Савченко в одиночку перезапустить заржавевшую политическую машину? Ответ — и да, и нет. Уникальность ситуации Савченко в том, что она начинает свою политическую карьеру не снизу, а сверху. То есть, уже имея на руках мандат и весь набор полномочий народного депутата, доступ к парламентской трибуне, а также статус делегата в ПАСЕ и ореол народной героини. К этому нужно добавить еще и то, что, скорее всего, именно Савченко станет одним из главных коммуникаторов между бойцами АТО и властью, к которой бойцы АТО ни особого доверия, ни особой любви не испытывают. Что, в свою очередь, даст Савченко дополнительную поддержку, с которой политики не смогут не считаться.
И на пресс-конференции Савченко уже заявила, что она займется борьбой с коррупцией в министерстве обороны. Многое, как она сказала, известно ей не понаслышке. Если учесть, что работать Савченко будет в постоянном комитете ВР по вопросам национальной безопасности и обороны, министру обороны позавидовать сложно.
Вместо Минска Савченко могут отправить на встречи с европейскими и американскими лидерами. Для Украины сегодня это куда более важный проект
Но задачей номер один Савченко видит для себя освобождение всех военнопленных и политических узников, которые находятся как на территории РФ, так и в застенках «ДНР-ЛНР», а также крымских татар в Крыму. Путей пока озвучено несколько — от создания специальной рабочей группы до возможности участия в официальных переговорах в Минске.
Сможет ли Савченко попасть в Минск, она пока не знает. Тем более что есть куда большая вероятность того, что вместо Минска Савченко может быть отправлена в большую зарубежную поездку. Для Украины сегодня это является куда более важным проектом.
Турне Савченко и встреча с европейскими и американскими лидерами, которые принимали активное участие в ее освобождении, сможет в какой-то мере смягчить негатив, который последнее время все чаще вызывает на Западе украинское руководство своим пристрастием к коррупции и нежеланием проводить реальные реформы. К тому же в июне открывается очередная сессия ПАСЕ, где Савченко просто должна присутствовать как официальный делегат от Украины.
Однако даже если Савченко удастся отправить за границу, это вовсе не означает, что те политические круги, которые ощущают, что от Савченко исходит угроза их стабильности, смогут спокойно вздохнуть. Отнюдь. 25 мая уже, пожалуй, можно обозначать как водораздел между старой и новой политической жизнью Украины, возникший в результате казуса Савченко. Водораздел, который должен изменить расстановку политических сил.
Пока можно прогнозировать, что:
Во-первых, еще больше укрепит свои позиции Юлия Тимошенко. Поскольку Савченко заявила, что она не перебежчик и пока покидать партию «Батькивщина», членом которой она является, не собирается. Правда, сама Савченко, которая на пресс-конференции неожиданно проявила себя как достаточно конструктивный политик и оратор, активно противится тому, чтобы ее использовали в пиар-целях. И Юлии Тимошенко, прозорливо получившей право на бренд Савченко, включив ее в свой партийный список, нужно быть предельно осмотрительной.
Во-вторых, из-за усиления «Батькивщины» ослабит свои позиции Блок Петра Порошенко, куда входят наиболее одиозные депутаты, обвиняемые в коррупции. А Савченко задала новый тренд: «честная политика».
В-третьих, усилит свои позиции новая политическая сила, которую создает соратник Михаила Саакашвили — бывший замгенпрокурора Давид Сакварелидзе, а также работающая с ними в одном антикоррупционном поле партия «Самопомощь» львовского мэра Андрея Садового.
В-четвертых, появление умеренно радикальной Савченко снижает привлекательность таких политических сил, как Радикальная партия Ляшко или «Свобода» Олега Тягнибока.
В-пятых, появление Савченко может ослабить и позиции Оппозиционного блока, куда входят остатки команды Януковича.
Станет ли появление Савченко ускорителем для проведения внеочередных парламентских выборов, на проведении которых настаивает Юлия Тимошенко? Не факт.
Станет ли появление Савченко стимулом для внеочередных президентских выборов? Тем более не факт.
Но в том, что никому не известная еще два года назад штурман-оператор вертолета, капитан украинской армии, поразившая мир своим мужеством и стойкостью, начала писать новую страницу в новейшей истории Украины, уже можно не сомневаться.