Фото: Владислав Докшин, специально для «Новой газеты»
Мосгорсуд признал законным отказ возбудить уголовное дело в отношении «гольяновских рабовладельцев». Таким образом, жалоба Комитета «Гражданское содействие» была не удовлетворена. Ранее Преображенский районный суд города отказался возбудить уголовное дело на хозяев продуктового магазина на улице Новосибирской (район Гольяново). Правозащитники настаивали, что владельцы магазина на протяжении 20 лет силой удерживают работников из СНГ, отнимая у них документы.
«Гольяновские рабовладельцы» — так называют семью Шолпан Истанбековой. Она и ее родственники владеют четырьмя магазинами в московском районе Гольяново.
О случаях вызволения мигрантов из «магазинного рабства» в Гольяново многократно сообщали активисты движения «Альтернатива». Последний раз в мае «Новая газета» сообщала о Жанаре Мирзахметовой, которая приехала из Казахстана, чтобы забрать сына, приехавшего на заработки в Москву и лишившегося документов, став работником магазина в Гольяново.
Сейчас юристы Комитета «Гражданское содействие» пытаются заставить правоохранителей возбудить уголовное дело в отношении Истанбековой — по фактам, открывшимся в октябре 2012 года. Они намерены подать жалобу в ЕСПЧ на нарушение Россией 4-ой статьи Европейской конвенции прав человека — Запрещение рабства и принудительного труда.
Напомним, 30 октября 2012 года группа гражданских активистов из «Альтернативы» вместе с журналистами освободили 11 человек — женщин и мужчин, граждан Казахстана, Узбекистана и Таджикистана из другого магазина Истанбековой.
Все освобожденные тогда люди прошли медицинское освидетельствование, которое подтвердило одинаковые травмы: переломанные пальцы, гематомы на голове, у девушек — следы изнасилования. У одной из жертв был перелом руки.
— Следователи даже не провели судмедэкспертизу, — возмущается Михаил Кушпель адвокат, представитель пострадавших. — Правоохранители изъяли в магазине накопитель информации из аппаратуры видеонаблюдения, но даже не изучили его.
В 2002 году Истанбекову судили по факту насильственного удержания в магазине подростков — работников из стран СНГ. Суд тогда приговорил ее к пяти годам колонии, однако она освободилась через полтора года — по амнистии.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»