Колонка · Политика

Конец РБК: гибридная война против медиа

Кирилл Мартынов , редактор отдела политики
Отрасль ждет тяжелейший период — отсутствие конкуренции, снижение стандартов журналистской работы, растущая паранойя
По российскому медиарынку нанесен удар, который может стать для него критическим. Уволены руководители редакции РБК — шеф-редактор Елизавета Осетинская, редактор газеты РБК Максим Солюс и редактор информационного агентства РБК Роман Баданин. Тем самым парализована работа издания, которое поддерживало стандарты настоящей расследовательской журналистики и бралось при этом за самые острые темы. Накануне генеральный директор РБК Николай Молибог и группа его подчиненных, по неподтвержденным данным, могли стать фигурантами уголовного дела о мошенничестве в холдинге. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков при этом был вынужден несколько раз делать заявления о том, что власти не пытаются оказывать влияния на редакционную политику холдинга.
Очевидно, нам предлагают сделать вывод: все происходящее — демонстративные обыски в ОНЭКСИМ, затем уголовное дело о мошенничестве в РБК, и наконец увольнение редакторов — это всего лишь трагическое стечение обстоятельств. РБК никто не мешает работать, просто у него то тут, то там возникают разного рода проблемы. Замглавы Минкомсвязи Алексей Волин так и сказал: нет тут никакой политической подоплеки, не стоит даже искать.
Тактика на самом деле узнаваемая и освоенная спикерами, которые давали официальные комментарии относительно Крыма, а затем Донецка, где, как известно, были одни только силы самообороны. Если у Троцкого был лозунг «не мир, не война, но штык в землю», то сегодня он звучит так: «Мы ни в чем не участвуем, и для вашего же блага вы должны в это поверить». Готовность поверить — часть возможной сделки, гарантирующей, что вы сами не станете предметом гибридного интереса.
**Отказ РБК от прежних амбиций, вообще изъятие этого издания из той схемы, которая сложилась сегодня на российском медиарынке, грозит окончательно превратить этот рынок в музей.**
Другие издания должны будут сделать выводы из показательной гибридной порки, устроенной РБК. Если, несмотря на ресурсы Прохорова, с его медиа могли обойтись таким образом, то более мелким игрокам нечего надеяться на внезапную либерализацию и оттепель. Нужно старательно практиковать самоцензуру и публиковать отчетные документы о съездах правящей партии.
Без РБК медиаотрасль ждет тяжелейший период — отсутствие конкуренции, снижение стандартов журналистской работы, растущая паранойя. Общество теряет еще больше — ему в интересах неустановленной группы лиц запрещают получать доступ к собранной профессионалами объективной информации.
Как отмечают многие, разгром РБК напоминает печально известное дело НТВ, положившее начало огосудраствлению медиа в России. Но, в отличие от 2001 года, теперь власти считают контроль над телевидением мерой недостаточной. Пресса тоже должна быть полностью лояльной и подконтрольной. На самом деле это довольно странно: в 2001 году шла интенсивная борьба за власть между несколькими сильными группировками, а теперь спокойствию кремлевских обитателей вроде бы ничего не угрожает — народ в целом одобряет деятельность партии и правительства. Но при этом казарменная система в медиа распространяется все шире — новости о смене команды РБК пришли одновременно с очередными реляциями Минкомсвязи о том, что к 2020 году в России будет построен собственный, суверенный интернет, совершенно не зависящий от иностранных каналов распространения информации.
В политическом отношении такие приготовления намекают на тревогу российской элиты —
**если у вас параноидальные СМИ, параноидальное общество, то вряд ли вы сами можете избежать этого, закрывшись в кабинете.**
Действия Прохорова узнаваемы — из политической активности, связанной с «Гражданской платформой», он в свое время тоже вышел, когда на горизонте замаячили уголовные дела. Теперь ему дали понять, что с РБК начинается серьезная игра, и он показал свою «договороспособность». Бизнесмен, скорее всего, не станет в нынешней ситуации избавляться от РБК, поскольку рыночная стоимость медиаактива резко упала и находится на «нулевой отметке» — как по причине активного интереса к компании со стороны государства, так и в силу потери наиболее ценных кадров редакции. Продавать РБК сейчас — значит потерять не только актив и репутацию (может быть, не велика беда), но и деньги, и это уже серьезнее.
Тем, кто надеется свободно думать и получать доступ к информации в России, нужно сделать выводы — как адаптироваться к жизни после РБК.