Сюжеты · Общество

Собачья смерть

Хозяйка приюта, в котором найдены мертвыми десятки животных, уже неоднократно попадала в поле зрение правоохранителей

Хозяйка приюта, в котором найдены мертвыми десятки животных, уже неоднократно попадала в поле зрение правоохранителей
Зоозащитники у ворот частного приюта «Эко Вешняки»
Фото: Артем ГЕОДАКЯН / ТАСС
Серьезный скандал разгорелся в предпраздничные дни в московском приюте для бездомных «Эко Вешняки». Волонтеры, выяснившие, что в приюте погибли десятки животных, осадили его и пытались проникнуть внутрь. Приют держал оборону. Вмешалась полиция, и спустя двое суток массовая гибель животных (от неясных пока причин) окончательно подтвердилась — по округе разошелся трупный запах. Сотрудники приюта на условиях анонимности рассказали «Новой газете», что зарплату почти не получают, а кормов для животных часто нет. Однако волонтеры подозревают, что многих обитателей приюта попросту убили.
«Эко Вешняки» — частный приют для животных, принадлежащий БАНО (благотворительной автономной некоммерческой организации) «Эко». По данным ЕГРЮЛ, возглавляет организацию Вера Петросьян. «К животным — по-человечески!» — гласил девиз организации Петросьян. За свой подход она не раз награждалась благодарственными письмами и почетными грамотами, в частности, «за заслуги перед городским сообществом».
Между тем хозяйка приютов и ее организация не раз оказывались в центре громких скандалов.
Приют «Эко» был создан в 1997 году при поддержке тогдашнего главы управы района Вешняки Евгения Субботина. Тогда управа объявила конкурс на участок земли для размещения приюта. Возглавляемая Петросьян организация оказалась единственным участником конкурса. После этого БАНО «Эко» открыла еще один частный приют, в Царицыне. Также ее компания занималась обслуживанием муниципальных приютов — в Печатниках, в Некрасовке, в Щербинке и в Бирюлеве.
В интервью журналу «Филантроп» в 2012 году Вера Петросьян сетовала, что «финансирование муниципальных приютов происходит только на 182 дня содержания животных, а дальше организации должны их содержать за свой счет или куда-то девать».
В том же 2012 году БАНО «Эко» попала в поле зрения правоохранительных органов, которые выявили, что сотрудники организации представили к оплате недостоверные акты выполненных работ за январь—март 2012 года. Было возбуждено уголовное дело о хищении бюджетных средств, выделенных на стерилизацию, вакцинацию и чипирование животных. В материалах дела говорилось, что из городского бюджета, по предварительным данным, могли похитить около 1,4 млн рублей, однако это дело так и не дошло до суда.
Спустя год системной работы с беспризорными животными заинтересовалась контрольно-счетная палата Москвы. В рамках одной из проверок было установлено, что из 2,7 млрд рублей, выделенных из городского бюджета на стерилизацию бездомных животных, а также чипирование, прививки, уход и еду, исчез миллиард.
В рамках этой проверки ревизоры установили, что с января 2010 года по июль 2011-го из приютов «Эко» выбыло более девяти тысяч животных. Из них новым владельцам передали почти 5,5 тысячи животных. 360 собак выпустили в город. Куда исчезли еще почти четыре тысячи собак и кошек, специалисты контрольно-счетной палаты установить не смогли.
Подозрения тогда возникли и по поводу якобы пристроенных животных: по документам новыми хозяевами собак и кошек нередко указывались жители Челябинска, Иркутска, Улан-Удэ.
По выявленным фактам в декабре 2013 года главное следственное управление ГУ МВД по Москве возбудило в отношении Веры Петросьян и ряда других лиц уголовное дело по статье «Мошенничество», но для «зоозащитницы» все завершилось благополучно — она попала под амнистию.
Новый скандал разгорелся в конце апреля, когда волонтеры, опекающие животных, сообщили о массовой гибели животных в приюте в Вешняках. В ночь на 29 апреля у «Эко» в Вешняках собрались около сотни зоозащитников, волонтеров и представителей СМИ. Они требовали впустить их в приют, чтобы помочь оставшимся в живых животным и вывезти трупы.
Одному волонтеру удалось пробраться внутрь и сделать фотографии. Этого человека быстро выставили за ворота, но фотографии мертвых кошек и собак люди распечатали и повесили на железный забор — вместе с плакатами «БАНО «Эко» — убийцы». Почти сутки зоозащитники пытались добиться выдачи выживших животных. Но внутрь никого не пускали.
В пятницу на место приехал Олег Митволь, бывший заместитель руководителя Росприроднадзора, а ныне — лидер общественного движения «Зеленая альтернатива». Митволь, быстро получивший доступ на территорию приюта, стал посредником между работниками «Эко» и волонтерами.
Большую часть дня в пятницу на территории приюта велись следственные действия, на территорию волонтеров не пускали. Почти сутки погибшие собаки и кошки лежали на солнце, и в районе приюта стоял трупный запах.
Под вечер открылись две калитки приюта. Через одну запускали волонтеров. Они предварительно заполняли анкеты с указанием паспортных данных и только после этого забирали животных. У спасенных животных диагностировали обезвоживание, у некоторых нашли раны на теле, почти никто не был стерилизован или чипирован. Многие собаки и кошки не пережили ночь после освобождения.
Через вторую калитку начали выносить трупы погибших животных — 29 собак и 12 кошек. Трупы были отправлены на экспертизу на Московскую станцию по борьбе с болезнями животных. В учреждении «Новой газете» сказали, что никаких комментариев по ситуации до 4 мая ждать не стоит.
При этом в разговоре с «Новой газетой» Олег Митволь отметил, что один из сотрудников станции, на которой проводится экспертиза, признался, что от них требуют написать в заключении, что следов насильственной смерти в ходе экспертизы не обнаружено. Кто именно выдвигает эти требования, он не уточнил.
Мэр Москвы Сергей Собянин после произошедшего поручил проверить работу всех городских приютов для животных.
«Бездомные животные в Москве — серьезная проблема, но издеваться и наживаться на них непозволительно», — сказал он.
Ирек МУРТАЗИН, Ольга ПРОСВИРОВА, Галина СОКОЛОВА, «Новая»