Верховный суд Крыма после вдохновенной речи Натальи Поклонской запретил деятельность меджлиса крымских татар.
Фото: Иван Жилин / «Новая газета»
Судья Верховного суда республики Крым Наталья Терентьева во вторник, 26 апреля, признала экстремистской деятельность меджлиса крымскотатарского народа.
«Исковое заявление прокурора республики Крым удовлетворить в полном объеме», — зачитала решение судья.
До оглашения решения состоялись судебные прения, в ходе которых с неожиданно эмоциональной речью выступила прокурор Крыма Наталья Поклонская.
— Защита и опора меджлиса — это международные террористические организации, — заявила она. — Неслучайно в защиту меджлиса выступили такие запрещенные в России объединения, как «Серые волки», убившие российского летчика Олега Пешкова в Сирии, и Хизб-ут Тахрир (мусульманская организация, работавшая в Крыму при Украине, но запрещенная в РФ — ред.).
Лидер меджлиса Рефат Чубаров, по словам Поклонской, «не прекратил экстремистских действий даже во время рассмотрения дела о запрете организации», а напротив — «продолжил работу, направленную на нарушение территориальной целостности РФ, приняв участие в формировании добровольческого крымскотатарского батальона «Аскер» («воин» — крымскотат.), цель которого — оторвать Крым от России».
— Сегодня, уважаемый суд, мы строим мир, в котором каждому крымчанину будет жить безопасно и радостно, где будут цвести розы и расти виноград, — говорила Поклонская. — Меджлис всеми силами пытается этому воспрепятствовать. Зачем же нам нужен этот меджлис?
В завершение прокурор привела цитату из святого Иоанна Кронштадтского: «Если соберем волю каждого в одну волю — выстоим! Если соберем совесть каждого в одну совесть — выстоим! Если соберем любовь к России каждого в одну любовь — выстоим!»
Представляющий интересы меджлиса первый зампред организации Нариман Джелялов в своем выступлении больше критиковал диспозицию иска.
— Меджлис крымскотатарского народа — не общественная организация, как это пытается представить прокурор, а представительный орган крымских татар, — заявил он. — В 2013 году за текущий состав меджлиса проголосовали 90 850 человек. Согласитесь, это не клуб любителей аквариумных рыбок. Соответственно, работать с меджлисом можно только на основании Декларации ООН «О правах коренных народов», так как крымские татары — коренной народ Крыма и их права установлены этой декларацией. Кроме того, даже если продолжить считать меджлис общественной организацией, то и тут в иске ошибка: прокурор называет нас межрегиональной организацией, в то время как меджлис — организация международная: у нас есть представительства в Киевской, Херсонской и Запорожской областях Украины, а также в Узбекистане.
Наталья Поклонская. Фото: Иван Жилин / «Новая газета»
Вопрос о запрете международной организации может рассматривать только Верховный суд РФ, подчеркнул зампред меджлиса.
Комментируя претензии в адрес Рефата Чубарова, Джелялов отметил, что председатель меджлиса не может говорить от имени всего представительного органа.
— Все документы, отражающие официальную позицию меджлиса по тем или иным вопросам, публикуются на его официальном сайте. Меджлис никогда не делал заявлений насчет блокады Крымского полуострова или создания каких-либо формирований, в чем нас обвиняют.
Адвокат меджлиса Джемиль Темишев, в свою очередь, подчеркнул, что помимо названных прокурором террористических организаций в поддержку меджлиса выступили члены мониторинговой миссии ООН по правам человека в Крыму, Совет Европы, ПАСЕ, а также Государственный департамент США.
— Боюсь, что иск прокурора Поклонской идет в разрез с интересами России, — заявил адвокат. — Потому что в случае его удовлетворения, оппоненты страны, в которой мы живем, только усилят свои позиции и получат новый повод ввести санкции.
Однако за прокурора вступился представитель Государственного комитета по делам национальностей Александр Задков (Госкомнац был привлечен к делу в качестве третьей стороны).
— И что, что будут санкции? — спросил он. — Уже сколько раз нам грозились санкциями. И какой результат?
Когда судья закончила читать решение, представители обвинения не скрывали улыбок.
— Решение справедливое и направленное на обеспечение безопасности России, — констатировала под камеры Наталья Поклонская. — Уверена, что никаких протестов со стороны крымскотатарского населения Крыма не будет. Разве что шевеления в соседних государствах или вовсе — далеко за океаном.
Решение Верховного суда Крыма представители меджлиса обжалуют в Верховном суде РФ.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»