Колонка · Политика

Арт-лень

А ведь сейчас для ленивых российских мужиков самое золотое время. Золотой век римлян Третьего Рима. Если нет желания работать, но есть желание валять дурака, то можно с успехом предаться этому, например, в громадной российской армии. Валять дурака в частях быстрого реагирования, наверное, не очень получится. Зато в охране какого-нибудь важного государственного объекта получится легко. Можно валять дурака у казаков. Есть казаки донские, кубанские, енисейские, из Южного Бутова. Выбор такой широкий, что края ему не видно. Недавно появилась возможность валять дурака в национальной гвардии. Можно валять дурака с ветеранами Новороссии, валять дурака в охране супермаркета и детского сада, валять дурака при монастыре, при храме, при иконописной мастерской. Валять дурака в социальных сетях в качестве бота. Валять дурака на антимайданах. Валять дурака в конторах по импортозамещению и тому подобной чепухе.
В телевизоре, на одиозном Царьград ТВ, тоже валяй дурака. Ни в чем себе не отказывая. Валяй дурака как православный байкер. Валяй дурака как юродивый литератор в патриотических газетах и в пабликах у русских националистов. В этом году пройдут думские выборы — валяй дурака как карусельный избиратель, как активист партии «Родина», как агитатор КПРФ и ЛДПР и еще черт знает как.
За каждое из указанных свершений тебе что-то заплатят. Если совместить, если сразу стать ботом, казаком и, допустим, охранником парфюмерного магазина, если прибавить к доходу от валяния дурака картошку и овощи с бабушкиной дачи, то вполне может хватить на скромную семью. Доход не самый высокий, зато благородный — рента на лень.
В современной России, такой мощной, такой богатой, такой величественной и суверенной, работать не надо. По сути, Кремль платит нескольким миллионам ленивых российских мужиков за арт-деятельность в стиле Дугина—Холмогорова—Квачкова.
В зависимости от жанра можно, к примеру, надеть тулуп, шапку-ушанку, взять в руки гармонь и валять дурака, изображая русский народ, которому никакой Обама не страшен. И которому чеченский абрек — товарищ, друг и брат, а Рамзан Кадыров — самый желанный гость в доме. Или отпустить бороду, сдвинуть брови, сделать лицо, как у Николая Угодника на иконе, — валять дурака во имя Московской патриархии.
Какое еще современное государство способно на такое? Разве хваленые шведские социалисты могут позволить себе содержать так много арт-деятелей, которые ничего не производят, кроме, как учил Аристотель, катарсиса?
Российская пропаганда любит тыкать Европу в калькулятор: дескать, зачем ты, Европа, содержишь так много сирийских и афганских эмигрантов? Сама же Россия, ничего не скрывая, содержит примерно сопоставимое число мужчин трудоспособного возраста. Требуя от них того же, чего требовал Станиславский от актеров МХАТа, — правдоподобности и отдачи. Валяя дурака, ленивый российский мужик должен вкладывать душу, не жалеть искренности. Ленивый российский мужик должен восхищать, словно он прима Большого театра.
Все эти казаки, охранники, юродивые, гвардейцы и прочие — чем они лучше, предположим, сирийского врача, бежавшего в Германию от спасительных российских бомбардировок? На самом деле, они хуже, потому что сирийский врач сидит на пособии, потому что у него в стране гражданская война и он лишился практики. В России никакой гражданской войны нет, еще недавно экономику переполняли нефтяные деньги. Следовательно, когда природный россиянин с природным российским паспортом решает валять дурака за общественный счет, — это выглядит хуже, чем ситуация, когда сирийский беженец, потеряв доходы и недвижимость, стучит в двери Германии, прося еды и крова. У сирийца нет выхода, у россиянина, живущего в своей стране, выходов множество, но ему лень, и он выбирает валяние дурака.
После того как экономика Россия очередной раз не выдержит бремени своего величия и на смену тучным годам придут года лихие, ленивые российские мужики будут вспоминать наше время с ностальгией. Когда еще заплатят за кубанку, баян и глупость?