Новые подробности убийства украинца Виталия Попа в колонии Белореченска. Что показали материалы служебной проверки, что говорят об этой расправе в краевой службе исполнения наказаний?
В распоряжение «Новой газеты» попали материалы проверки, которую кубанское управление Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) провело после гибели Виталия Попа. Шестнадцатилетний гражданин Украины был доставлен в колонию кубанского города Белореченска и до смерти забит работниками исправительного учреждения. Его родителям сообщили о трагедии только через два дня, а тело сына отдали почти через 10 дней, когда в дело вмешалась «Новая газета». Сейчас выясняется, что после смерти Виталия были возбуждены уголовные дела минимум на десятерых сотрудников Белореченской колонии. В деле шестеро потерпевших и один погибший, семеро основных обвиняемых остаются под стражей.
Взяты под стражу
Следственный комитет по Краснодарскому краю возбудил уголовные дела по части 4 статьи 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть потерпевшего) и по части 3 статьи 286 (превышение должностных полномочий с причинением тяжких последствий).
Сегодня под стражей находятся:
- врио начальника колонии Владислав Иванов,
- старший инспектор отдела охраны Арсен Шамхалов,
- старший инспектор отдела охраны Павел Грицина,
- младший инспектор отдела охраны Муса Аллаев,
- и.о. начальника отдела воспитательной работы Валерий Заднепровский,
- начальник караула Валерий Савченко,
- начальник караула Андрей Криволапов.
Хоронили всем селом
Виталика убивали шестеро в масках. Называли бандеровцем. По данным следствия, среди избивавших был и.о. начальника отдела воспитательной работы Валерий Заднепровский. На фото из аккаунта «ВКонтакте» Заднепровский подписывает боксерскую перчатку у Виталия Кличко. Оказывается, в 2012 году знаменитый украинский боксер — ныне мэр Киева — приезжал в Белореченскую колонию и его, судя по фотографиям, встречали как дорогого гостя.
Обвиняемые не похожи на садистов, во всяком случае — внешне. Судя по аккаунту в «Одноклассниках», старший инспектор отдела охраны Павел Грицина играет на электрогитаре, любит шашлыки, ездил в Австралию. Почему же и за что убивали, да еще с такой жестокостью?
С мамой Виталия, Светланой, встречаемся в кубанской станице Холмской. Маленький цех по производству плитки она держала вместе с мужем и сыном, а теперь держит одна. Виталика Светлана похоронила 7 декабря на Родине, в закарпатском селе Грушево. Через 10 дней похоронила мужа Ивана: когда Виталия посадили, Иван тяжело заболел, а смерть сына его добила.
Как рассказывает мать, хоронить Виталика пришло все село: «Все так и сказали, что тут виновата политика». Сейчас Светлана вернулась на Кубань и ходит по следователям, ведущим дела ФСИНовцев, но в справедливость не верит: «Кто точно бил, я так и не знаю. У всех свои версии».
На Кубань Светлана с мужем приехала 5 лет назад, когда жить в украинском селе стало совсем невмоготу. Виталий присоединился к ним прошлым летом — помогать по хозяйству. Говорят, в станице Холмской связался с дурной компанией. По версии следствия, в местном магазине он сорвал цепочку с продавщицы. Итог: статья 162 — 4 года 8 месяцев колонии. Сидел в СИЗО Новороссийска, а в Белореченскую воспитательную колонию его этапировали в ночь на 25 ноября прошлого года.
Антистресс
Нам удалось получить материалы служебной проверки и встретиться с работником краевого управления ФСИН, который согласился говорить на условиях анонимности. Из материалов проверки следует, что ответственным за происходящее в колонии был временно исполняющий обязанности начальника учреждения Владислав Иванов. Днем 24 ноября он вызвал старшего инспектора отдела охраны Арсена Шамхалова и поручил ночью встретить этап. Инспектор Шамхалов, в свою очередь, дал указание подчиненным прибыть к 11 вечера. Это был не спецназ, который привозят для подавления зэковских бунтов, а отряд из работников колонии.
Сотрудник ФСИН рассказал, что во время избиения осужденных они были пьяны. Старший инспектор охраны Павел Грицина якобы поссорился с домашними и решил «снять стресс».
К столу он пригласил друзей-охранников, скучавших в ожидании осужденных. Выпивали в помещении инженерно-технической службы, а после возлияний якобы и пошли встречать этап.
Как сказано в материалах проверки, перед прибытием этапа начальник караула старший лейтенант Дмитрий Домахин отключил в колонии видеокамеры. Затем пропустил на территорию инспектора Шамхалова с четырьмя работниками колонии. Это грубые нарушения инструкций. Проверяющие указывают, что в действиях Домахина «усматриваются признаки состава преступления» (возбуждено уголовное дело по статье 286, «Превышение служебных полномочий»).
Осужденных привезли около полуночи. В материалах проверки указано, что всех семерых завели в коридор ДИЗО (дисциплинарного изолятора) и обыскали. Затем дежурный помощник начальника колонии Андриященко сверил их личные дела. И… началось избиение. «В отношении осужденных физическая сила была применена без цели пресечения противоправных действий», — пишут проверяющие. То есть подростков избивали без всяких оснований, просто так — шестеро сотрудников колонии в черных масках. «Более жестоко били <…> Поп Виталия Ивановича», — говорится в материалах проверки.
При чем тут Украина
Мой собеседник из ФСИН уверяет, что украинца избивали «не по национальному признаку». В отличие от некоторых других исправительных учреждений, Белореченской колонией «рулит» администрация, а не криминальные авторитеты. Но если осужденные прогнутся под администрацию, то в будущем им это могут припомнить зэки в других колониях, когда «белореченских» заключенных, по достижению совершеннолетия, переведут во взрослую зону. По словам моего собеседника, Виталий Поп решил не слушаться с самого начала.
«Весь этап избили и повели мыть унитазы, а этот парень мыть не стал», — говорит ФСИНовец.
Экзекуция происходила в левом крыле корпуса № 1 и продолжалась 2-3 часа. По словам сотрудника ФСИН, дежурный помощник начальника колонии Сергей Андриященко пытался утихомирить пьяных охранников, но даже у него, профессионального спортсмена, не получилось. Около половины третьего ночи дежурные уже знали, что Виталий Поп сильно избит, лежал на полу, бредил, рассказывает сотрудник ФСИН. Один из работников колонии заметил на правой части головы избитого след от берца. «Сейчас самым главным виновником хотят сделать Шамхалова, но тот был в кроссовках», — утверждает сотрудник ФСИН.
Оказывать срочную медпомощь было некому: штатный врач Константин Демиденко появился в колонии лишь после четырех утра, говорится в материалах проверки. И только в половине шестого вызвали «скорую помощь». После шести утра избитого подростка госпитализировали в реанимацию районной больницы, в 11 часов он умер.
Инспектор Арсен Шамхалов и его подчиненные Андрей Криволапов и Валерий Савченко факт избиения не признали. Говорят одно и то же: Виталий «споткнулся и упал». Но вот цитата из постановления о возбуждении уголовного дела. Смерть Виталия наступила «вследствие черепно-мозговой травмы с кровоизлияниями в вещество головного мозга. Обнаружены множественные переломы ребер, кровоподтеки и ссадины на голове, теле, конечностях». Если это падение, то с 15-го этажа, не иначе.
Справка о смерти
В прошлогодней публикации о смерти Виталия есть сюжет о встрече избитых подростков с психологом колонии.
Согласно объяснениям осужденных, психолог спросила избитых: «Ну, понравилось вам у нас?» Так вот, мой источник из управления ФСИН назвал имя этой дамы — Ирина Литерова. По словам ФСИНовца, она уволена.
Уволены и замначальника по воспитательной работе Королев, врач Демиденко, оперуполномоченные Роман Береснев и Сергей Андриященко. Мой собеседник считает, что наказывают и тех, кто не причастен к избиению: «Надо перед Москвой отчитаться, вот и метут всех. Оперуполномоченных там не было, при чем тут они? Но дела возбудили и на них. Или вот второй психолог, Ирина Мята. Она уже полгода в декрете, вообще не при делах, а ее сейчас хотят привлечь к дисциплинарной ответственности».
Краснодарский край
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»