Террористы могут готовить атаку с применением химического оружия
Алеппо. Сирия
Фото: Reuters
Оперативная обстановка в Сирии продолжает оставаться сложной, несмотря на то, что, по данным Центра по примирению враждующих сторон на территории Сирии, с начала перемирия к режиму прекращения боевых действий присоединились уже 47 вооруженных формирований. Но и непримиримых боевиков «террористического интернационала» пока еще остается немало. Правительственные войска и ополченцы продолжают теснить их в провинциях Латакия, Хама, Хомс, Дамаск… В то же время боевикам удалось сконцентрировать резервы на юге Алеппо и предпринять контратаку. В ход пошло даже химическое оружие, применение которого было зафиксировано 7 марта во время боев в районе Шейх Максуд города Алеппо.
В этот день в больницу, работающую под патронажем Красного Полумесяца, доставили жертв наступления боевиков — врачи констатировали «удушения и конвульсии вследствие отравления газами, запрещенными по всему миру, такими как хлор». В интернете стремительно распространилось видео пострадавших мирных жителей Алеппо и курдских ополченцев. Появилось и видео, на котором зафиксирован момент взрыва предположительно мины-болванки, начиненной отравляющим веществом. Эту видеозапись распространили представители курдского отряда самообороны (YPG). Официальный представитель сирийских курдов Рейзан Хеду заявил, что во время артобстрела, после разрывов мин, запущенных боевиками, образовался желтый дым со странным запахом.
Доказательства оказались настолько вескими, что группировка «Джейш аль-Ислам» не стала отрицать очевидного и признала применение химического оружия. Представитель группировки, правда, подчеркнул, что полевой командир, принявший решение об обстреле с применением мин, начиненных отравляющими веществами, будет сурово наказан.
Для понимания, почему «Джейш аль-Ислам» не стала отрицать химическую атаку на Алеппо, надо знать, что эта группировка представляет собой коалицию исламистских отрядов, нередко действующих автономно. Кроме того, в ряде стран, к примеру в Турции и Саудовской Аравии, «Джейш аль-Ислам» признают «правильной» оппозицией — политическими противниками Башара Асада. Саудовская Аравия настаивает, чтобы один из полевых командиров «Джейш аль-Ислам» Мухаммед Аллуш представлял оппозицию на женевских мирных переговорах по Сирии.
И «Джейш аль-Ислам» просто не оставили выбора: отрицать химическую атаку, доказательства которой, повторюсь, слишком очевидны, — значит, поставить всю группировку в один ряд с запрещенными в России «Исламским государством» и «Джебхат ан-Нусрой». Лидеры «провинившейся» группировки, видимо, посчитали, что будет лучше обвинить в военном преступлении одного из полевых командиров, действующего автономно.
Откуда химическое оружие
Организация по запрещению химического оружия (ОЗХО) признала наличие химического оружия у боевиков ИГ (организация запрещена в России) еще осенью прошлого года. В докладе ОЗХО говорилось о зафиксированных случаях «воздействия иприта» на территории Сирии. МИД России, комментируя выводы ОЗХО, еще в ноябре прошлого года заявил, что использование боевиками химического оружия «носит системный характер» и что ИГ уже давно располагает «научно-технической документацией по производству химоружия». Кроме того, МИД обнародовал информацию о привлечении террористами «иностранных специалистов к деятельности по освоению синтеза боевых отравляющих веществ» (подробности в № 123 «Новой» от 9 ноября 2015 г.).
Военный моряк в отставке, специалист по химическому оружию Александр Покровский недоумевает:
— Иприт, что называется, «на коленках» синтезируется — в этом нет ничего сложного. Для изготовления иприта не нужны серьезные специалисты-химики. Но это отравляющее вещество кожно-нарывного действия. Чтобы отравить ипритом, надо распылить его на лицо или руки человека, он должен попасть на кожу… А если его просто распылить, человек будет чихать, и от него будет разить чесноком, только и всего.
По мнению Покровского, появление у ИГ именно иприта больше несет психологическое воздействие — напугать противника тем, что у террористов появилось химическое оружие.
Мы показали видеоматериалы, отснятые несколько дней назад в Алеппо, специалистам по химическому оружию, медикам, военным. И все они сошлись во мнении, что применен был не хлор (как считают врачи «Красного Полумесяца») и не иприт, а более серьезное отравляющее вещество.
Один из наших экспертов, в 2013—2014 годах служивший в Сирии в качестве военного советника и принимавший участие в работе спецгруппы, изучавшей применение химического оружия террористами ИГ, рассказал нам: первая информация о том, что на вооружении боевиков появилось химическое оружие, была добыта военной разведкой Сирии еще летом 2014 года. Боевики между собой называли это оружие «леталь».
Первое применение «леталя» было зафиксировано в начале сентября 2014 года близ Дейр-эз-Зора. В конце сентября 2014 года боевики использовали «леталь» на юго-западе Сирии, в провинции Кунейтра. Тогда же ИГ применил химическое оружие на территории Ирака.
В октябре 2014‑го спецслужбам Сирии удалось захватить лабораторию, где производился «леталь», и образцы боеприпасов, начиненных химическим оружием.
— Это было что-то наподобие 60‑литрового газового баллона, — рассказал источник «Новой». — Баллоны «заряжались» в самодельные «минометы», и производился выстрел в направлении противника. Проанализировав применение «леталя» близ Дейр-эз-Зора и в Кунейтре, мы уже знали, что это отравляющее вещество наибольшее воздействие оказывает на людей, которые находятся в окопах или подвалах, то есть в закрытых пространствах. А вот на открытом воздухе «леталь» быстро улетучивается, практически не нанося ущерба.
Как утверждает наш собеседник, взятые в плен боевики на допросах осенью 2014 года рассказали, что игиловские химики продолжали эксперименты, пытаясь синтезировать вещество более массового поражения, при этом чтобы его можно было доставить куда угодно, например, в канистрах. Наш собеседник не располагает информацией, удалось или нет химикам выполнить задачу, поставленную лидерами ИГ.
Но другой наш источник информации — офицер одной из российских спецслужб — утверждает, что игиловские химики все-таки научились синтезировать боевое отравляющее вещество. Более того, наш источник полагает, что в Алеппо были произведены «экспериментальные выстрелы» для проверки воздействия отравляющего вещества в городских условиях. Кроме того, наш собеседник утверждает, что под Алеппо была доставлена незначительная часть нового отравляющего вещества. А большая же ее часть была переправлена в Турцию.
Турецкий транзит
По сведениям нашего источника, транспортировкой химического оружия занимался отряд Альпарслана Челика. Более того, часть отравляющих веществ якобы уже переправлена в Грецию, Болгарию и на Украину. Наш собеседник утверждает, что турецкие спецслужбы, получив информацию о причастности Челика к транзиту через Турцию отравляющих веществ, приняли решение об аресте боевика.
Напомним, Альпарслан Челик — это гражданин Турции, член националистической организации «Бозкурт», пропагандирующей идеи пантюркизма и неофашизма. 25 ноября прошлого года агентство Reuters распространило запись видеоинтервью с Челиком, который утверждал, что именно его отряд обстрелял экипаж российского самолета Су‑24, сбитого на сирийско-турецкой границе, когда летчики катапультировались из самолета, подбитого турецким истребителем. 30 марта Альпарслан Челик и его тринадцать сподвижников были арестованы в ходе спецоперации, проведенной в турецком городе Измир (подробности в № 35 «Новой» от 4 апреля 2016 года).
Правда, через несколько дней Турция заявила, что арест Челика не связан с убийством российского летчика, подполковника Олега Пешкова. Боевик подозревается в незаконном хранении оружия.
Эта версия выглядит странно. Дело в том, что с ноября прошлого года Альпарслан Челик не раз появлялся в Турции, раздавал интервью местным журналистам, ни от кого не прятался. А вот версия, что он может быть причастен к планированию химической атаки в одном из европейских городов, выглядит очень правдоподобно.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»