Сюжеты · Культура

Как свернуть горы

Рядом с домом Расула Гамзатова в Махачкале строят центр для одаренной дагестанской молодежи

Екатерина Васенина , корреспондент отдела культуры
Рядом с домом Расула Гамзатова в Махачкале строят центр для одаренной дагестанской молодежи
Проект образовательно-культурного центра «Периметр»
В старый корпус дагестанского политехнического института на улице Имама Шамиля в Махачкале все время идут люди без студенческого. Выдыхают на вахте два слога: «Пери».

Архитектура и IT как перископ

Бизнес-инкубатор «Пери Инновации» открылся в 2013 году, чтобы «сумасшедшую энергию дагестанских ребят конвертировать в историю успеха». За два года — полтысячи заявок на статус резидента бизнес-инкубатора. Среди тех, кто уже стал резидентом и к кому тянутся ручейки посетителей и интернет-трафика, — Магомед Ахмедов, придумавший технологию сероочистки нефтепродуктов для получения топлива класса евро. Магомед Штанчаев, он придумал домашнее устройство для аккумулирования воды, в Дагестане бывают перебои с подачей. Арсен Казибеков создал социальное медиа «Знакомства по восточным традициям» (реклама по всей Махачкале), где агрегируются новинки национальной музыки, рецепты, аудиокниги. Про Pay-Go многие слышали за пределами Дагестана, этот умный платежный сервис придумал Ибрагимхалил Насрутдинов. Как и про Дару-Дар, онлайн-сервис авторства Анвара Кадырова, с помощью которого незнакомые люди дарят друг други вещи и предлагают помощь. Giftdep Марата Магомедова помогает скидываться на подарки и избавляет от «давайте соберем совещание по поводу подарка руководителю на день рождения», в восточных традициях праздники и подарки серьезное мероприятие. Эльдар Клычев изобрел сенсорный коврик PrayerMat для совершения намаза, который помогает не сбиваться в подсчетах ракаатов, поклонов в сторону Мекки. После совершения молитвы коврик отключается сам. Пока все резиденты мужчины, но это не навсегда, да и сейчас женщинам (земным пери) в «Пери Инновации» вход не заказан — приходят на курсы по дизайну и просто на работу.
Чтобы была альтернатива бесцельно свободному времени подростков и соблазн уйти в горы к партизанам растаял, «Пери» расширяется: нужны пространства для детской лаборатории по роботехнике, центра креативных технологий, центра поддержки одаренной молодежи. Поискали помещение побольше — не легло. Решили построить свое: Махачкала застраивается гомерическими темпами, по объемам сдачи жилья Дагестан по России на втором месте после Подмосковья, и амбиция поставить среди кубометров типового жилья что-то ультрасовременное и элегантное есть. «Пери Инновации» стремится стать образовательно-культурным символом Махачкалы, как и строящаяся между Махачкалой и Каспийском мечеть имени пророка Исы (Иисуса) — духовным центром республики. Участок нашелся на улице Абубакарова, рядом с домом семьи Расула Гамзатова. Помочь с проектом здания позвали уважаемую и серьезную московскую архитектурную школу МАРШ Евгения Асса. Там не стали предлагать архитектора с мировым именем и большим гонораром, а объявили конкурс на участие в лаборатории. В начале февраля несколько десятков молодых архитекторов со всего света приехали в Махачкалу, изучили ландшафт, климат, функциональность местных материалов и принялись за работу по проектированию образовательно-культурного центра «Периметр». Пять молодых дагестанских архитекторов вошли в команды для консультирования.

Камиль Цунтаев

владелец архитектурного бюро Studio Kamil Tsuntaev, участник архитектурного воркшопа «Пространство образования будущего»:
Хотя я учился и работал в Москве, работа над проектом «Периметра» дала много новых профессиональных контактов, ведь в лаборатории были люди со всего света. Наверное, главная радость от этой работы — надежда на ослабление той психологической изоляции, в которой мы находимся. Люди приехали и увидели, что здесь не только страшно как в новостях. Да, в Дагестане не всегда побеждают знания и профессионализм, чаще деньги и родственные связи. А в «Пери» знание сила. У нас есть не только спортсмены, есть интеллектуалы-чемпионы. И мы не боимся физического труда.
Летом я планирую провести в своем родном горном селении Ницовкра архитектурный лагерь. Ницовкра известно тем, что там жил известный суфий и врач Сайфулла Башларов, потомок Хусейна, внука пророка Мухаммеда. Мы хотим тесаным вручную камнем восстановить его дом. Труднодоступные горные села в советское время полностью переселяли на равнины, в Ницовкра сегодня шесть домов, добраться туда можно только на джипе по речке. Дом предков, нашу родовую саклю мы с отцом восстановили и приглашаем архитекторов со всего света помочь в восстановлении дома Башларова в Ницовкра. Аскетичный естественный быт располагает к творчеству. Там такая красота, Ханский лес рядом, горный воздух. Деньги тут не работают, можно только, например, мед поменять на лошадь. Да вы приезжайте и посмотрите, просто если устали от городов.

Работа по периметру

На лекции «Интернет, глобализация и образование» основателей популярнейшего в мире архитектурного портала archdaily и компании Plataforma Networks в Махачкале был аншлаг. Дэвид Ассаэль и Дэвид Басульто — из Чили. Начали около 10 лет назад вдвоем, с нуля. Сегодня без них не обходится ни одно крупное архитектурное событие в мире, включая, например, строительство университетского городка в Саудовской Аравии. Главный посыл их лекции заключался в том, что Дагестан, как и Чили, зажат между горами и морем, это определяет климат и темперамент, а осознать Дагестан центром мира можно очень просто: перевернув карту мира — так поступили они, и Чили сразу оказалось в центре карты. Что стартапы выстреливают и что побеждают именно они. Дэвиды сорвали аплодисменты, град вопросов и обнажили горячее и самокритичное отношение махачкалинцев к архитектуре родного города.

Перинатальный период

Из восьми предложений победил проект группы под руководством японца Хироки Мацуура из голландского агентства MASA: помимо того что это известное в архитектурном мире имя, укрепляющее профессиональную репутацию проекта, у Хироки есть опыт проектирования образовательных центров, опыт работы в России плюс в этом году он приглашенный профессор МАРШа, а значит, сможет курировать строительство лично вместе с другими авторами проекта Анной Петровой, Патрицией Урлан и Джефри Стивенсом — стройку планируют начать в 2016 году и закончить в 2017-м. Амбиция «Пери» задать вектор нового архитектурного развития Махачкалы, сделать нынешний хаос застройки уютным и осмысленным идет вразрез с почти постоянным режимом КТО в республике и сводками о задержании боевиков, и тем не менее это факт.
Фото: А. Вайнштейн

Патимат Гамзатова

эксперт фонда «Пери», дочь Расула Гамзатова:
— «Столько лет рядом с вашим домом был пустырь, а теперь будет стройка и творческий «проходной двор». Ваши чувства и мысли как соседа стройки и как эксперта стройки разнятся?
— Серьезных противоречий в своих чувствах я пока не обнаружила. Возможно, когда стройка начнется, мы и почувствуем определенные неудобства. Но построить обещают быстро, в течении года, а для хорошего дела можно и немного потерпеть. Да и понятие творческий «проходной двор» мне не чуждо. Оно мне напомнило нашу помощницу, которая именно так описывала нас. «Это не дом — это проходной двор, и пеший и конный — все тут!», — говорила она. Действительно, друзья, поэты, писатели, художники никогда не забывали дом моих родителей. Надеюсь, что именно настроенные на учебу, созидание и творчество люди будут приходить в центр «Периметр». Иметь хороших соседей лучше, чем пустырь или ночной ресторан рядом с собой».
Фонд «Пери» создан компанией «Сумма» Зиявудина Магомедова, известной в мире искусства тем, что сумела завершить в 2011 году затянутую другими подрядчиками на шесть лет и вышедшую за все бюджеты реконструкцию московского Большого театра. Строительство «Периметра» — не первый шаг на территории дагестанской культуры и науки. Но предельно нацеленный на здоровую жизнь дома. На многих фотографиях событий «Пери Инноваций» рядом с Магомедовым его сын.
Махачкала-Москва