Художники с самой известной московской улицы доказывают городу: они не портят его лицо. Они его украшают
Арбат. 90-е годы
Фото: РИА Новости
Арбат опустел. Здесь по-прежнему много туристов, но даже в выходной день и хорошую погоду они не задерживаются — парами и небольшими группами лениво проходят мимо сувенирных магазинов и кафе, глазея по сторонам. Только дети тянут родителей к витринам, выпрашивая сувениры, сладости и развлечения. Родители устало отмахиваются.
Еще совсем недавно Арбат был улицей со своими героями и легендами. Знаменитый на всю Москву чудак-музыкант наигрывал что-то на причудливом инструменте собственного изобретения. Букинисты задирали цены, но в конце концов делали скидку для бедного студента, красивой девушки или просто за хороший выбор. Художники рисовали портреты, стоя чуть поодаль от мольберта, чтобы дать прохожим возможность посмотреть.
От букинистов избавились в мае 2015-го: закончились разрешения на торговлю, город решил их не продлевать. Летом с Арбата выгнали музыкантов: местные жильцы и хозяева заведений, терпевшие арбатскую жизнь все это время, вдруг стали жаловаться на шум. В январе очередь дошла и до портретистов.
В конце января троих художников полиция задержала и препроводила в управу района Арбат. В управе художникам выписали штрафы за незаконную торговлю. Теперь на Арбате больше не рисуют. Не поют, не пляшут, не хохмят.
После тех самых январских задержаний художники собираются в мастерской на Филипповском переулке, неподалеку от Арбата. Здесь они гужуются весь день: обсуждают новости, собирают подписи в свою поддержку, составляют письма с жалобами в различные инстанции. Мастерская — это непропорционально длинный коридор с несколькими крохотными комнатами. Все арбатские художники здесь не помещаются, поэтому особенно горячие обсуждения происходят во дворике перед входом. Соседи пока не возмущались.
«Нам так и сказали: рисуйте на Гоголевском бульваре, и никто вас не тронет, — говорит Вагиз. — Мы, конечно, можем любое место раскрутить, чтобы туда пошли туристы, но зачем? Арбат уже зарекомендовал себя как улица художников и музыкантов. Так исторически сложилось». Вагиз рисует на Арбате с начала 90-х. Раньше он работал в школе учителем ИЗО, потом стал подрабатывать портретистом на Арбате и в рок-клубе. «Если нас окончательно выгонят, я найду, где работать. Но я не хочу. Я люблю Арбат и хочу, чтобы он сохранился в своем прежнем виде», — говорит он.
«Мало кто у нас понимает, что на Арбате сложился особый художественный стиль, — философствует улыбчивый художник Яков с ямочкой на подбородке. — Работы арбатских художников печатают в заграничных каталогах, иностранные искусствоведы пишут об арбатской школе портрета. Не каждый опытный художник может работать в таком режиме — рисовать с натуры, при естественном освещении, еще и быстро, еще и зрители через плечо заглядывают, комментируют, отвлекают. В такой атмосфере и сложился особый стиль арбатского портрета, который интересен за пределами нашей страны».
Он комментирует всю эту затею с патентами на работу на Арбате: «Идея такая — сначала мы покупаем этот патент, а уж потом на него зарабатываем, отбиваем как бы. А надо же еще, чтобы на жизнь хватило. При этом заработок наш непредсказуем. Бывает, неделями ни одного заказа нет, а потом вдруг за день три портрета».
Интеллигентного вида Владимир ругается на СМИ: «По телевизору идет на нас атака — говорят, мы пьем. Несколько каналов сняли одного и того же человека с разных ракурсов. Гену, которого мы сами все время гоним. И его все время показывают: какие, мол, мы плохие. На самом деле ни черта ты здесь не заработаешь, если пить будешь. Кто захочет у тебя рисоваться?»
Художник Андрей рисует на Арбате почти 30 лет. Сейчас он входит в инициативную группу портретистов. На активиста Андрей совсем не похож, это скромный вежливый мужчина с тихим голосом. Но теперь, говорит он, его сама жизнь подталкивает к борьбе: участники инициативной группы уже третью неделю пытаются вызволить арестованные личные вещи художников — кисти, мольберты, краски, которые конфисковали как «орудия преступления». Кроме того, активисты готовят обращение к Собянину. «Уличная культура у нас появилась только в 90-е, раньше это было невозможно. Сейчас нас снова хотят лишить возможности свободного творчества, но мы просто так не сдадимся. Нам помогают юристы и представители движения уличных музыкантов. Надеюсь, власти одумаются и поймут, что без нас Арбат потеряет свое лицо», — говорит Андрей.
1 марта художники отмечают профессиональный праздник — День арбатского художника. Раньше в этот день они проводили праздничную акцию — рисовали всех желающих бесплатно, потом от этой идеи пришлось отказаться: заработок в это время года и без того невелик. Этой весной арбатские портретисты хотят возродить традицию, но переживают, что могут нарваться на новые штрафы.
Лариса АГУЗАРОВА,
специально для «Новой»
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»