15 декабря на карте столицы появились две новые улицы — Выготского и Колмогорова
«Вперед — назад к Выготскому»
Проектируемый проезд № 6020 получил имя Льва Выготского в честь выдающегося психолога, одного из основателей советской психофизиологии
Александр АСМОЛОВ, академик, член президиума РАО, завкафедрой психологии личности МГУ им. Ломоносова:
— Появление в столице улицы Выготского — исторически справедливо и своевременно. Чем дальше мы отходим от того времени, когда работал Лев Выготский — он ушел в достаточно молодом возрасте — возрасте Пушкина, — тем больше мы понимаем грандиозный масштаб его личности. Без Выготского немыслима сегодня психология развития. Сегодня с именем Выготского многие отождествляют новый тренд — связь культурно-деятельного подхода Выготского с когнитивными науками. И это знамение времени.
Говоря о вкладе Выготского в психологию, можно использовать образ из фильма «Покаяние»: это улица, которая действительно ведет к Храму. Храму, в котором психологическая наука выступает как ведущая наука о человеке и мире. Я думаю, что по большому счету — по гамбургскому счету, это абсолютно правильное решение.
Владимир СОБКИН, академик РАО, руководитель Центра социологии образования:
— Очень важно, что в преддверии 120‑летнего юбилея Льва Семеновича власти Москвы пошли на такое решение. Он внес огромной вклад в развитие отечественной и мировой психологии. Его работы заложили фундамент для развития культурно-исторического подхода в психологии. Благодаря Выготскому — его работам и личному общению, была создана научная школа, включающая выдающихся психологов XX века, таких как: А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконин, А. В. Запарожец, Л. В. Занков.
Работы Выготского охватывали широкую сферу от психологии культуры и искусства до педагогики, дефектологии, общей и детской возрастной психологии. Выготский не только заложил новый подход к пониманию психических процессов, но он выстраивал свою программу психологических исследований, органично включая представления в области языкознания, социологии, физиологии и педологии. В этом отношении его можно рассматривать как ученого, реализовавшего принципы комплексных исследований в современной гуманитарной науке.
Елена КРАВЦОВА,профессор кафедры проектирующей психологии РГГУ, директор Института психологии им. Л. С. Выготского:
— Философ Библер призывал: «Вперед — назад к Выготскому». Потому что, с его точки зрения, Выготский показал новую психологию, которая непосредственно связана с практикой, и, по мнению многих западных коллег, особенность методологии, оставленной Выготским, — именно ее практический характер. Он превратил психологию из академической науки в реально действующую разнообразную практику. Это и образование, и работа с людьми, имеющими трудности и проблемы в развитии, людьми с дивиантным и дилинквентным поведением, медицина, и психология искусства, и многое-многое другое. Поэтому наш институт проводит ежегодные конференции и чтения памяти Выготского. Он успел сделать столько, что нам еще долго предстоит переваривать идеи, которые были им высказаны достаточно давно, — умер он в 1934 году.
В 2016 году будет 120‑летие Выготского, и не только психологи, но и педагоги, медики, филологи, искусствоведы всего мира собираются широко это праздновать. Я думаю, что название улицы в память Льва Семеновича Выготского связано в том числе с юбилеем.
Записал
Андрей БЫКОВ
На пике мировой славы — в школу
Безымянной улице в районе Раменки присвоено имя КОЛМОГОРОВА, в честь выдающегося математика ХХ века
Будущее страны ученые связывали именно с образованием. «Нашей науке нужны не сотни, а тысячи энергичных и способных специалистов, могущих работать с собственной инициативой… Серьезная часть учащихся средних школ должна получить возможность быстро идти к участию в научной и научно-технической работе», — писал А. Колмогоров.
Благодаря усилиям академиков‑заговорщиков полвека назад в России возникли физматшколы. Там выращивалась интеллектуальная элита России. Колмогоров настаивал именно на школах-интернатах: дарование не зависит ни от географических широт, ни от кошелька родителей. «Отбор должен охватывать всю молодежь страны от отдаленных деревень и больших городов на равных основаниях». Когда московская ФМШ в 2013 году отмечала свой 50‑летний юбилей, я опросила многих учеников, откуда они. И — диво! Калмыкия, село Приютово, Рязанская область, совхоз «Большевик», Псков, Бугуруслан, Ярославль… ФМШ стали локомотивом образования — оказывали влияние на развитие целых регионов России.
Последняя четверть жизни Колмогорова целиком посвящена школе. На пике мировой славы в начале 60‑х, когда Колмогоров был почетным членом многих зарубежных академий, получил международную премию Больцано, он стал работать по 12 часов в сутки в физматшколе с детьми, занялся теоретическими и дидактическими разработками математического образования, которым нет цены.
Некоторые считали, что это досадная ошибка, потеря как для науки, так и личная потеря Андрея Николаевича. Он отвечал: «Взявшись за школьное дело, я счел разумным возобновить свой непосредственный опыт работы со школьниками в 20‑х годах. И уже получил от этого за истекший декабрь пользу для себя самого». Да, он печалился, что «оставил» науку. Но говорил: «…вынужден склониться перед неизбежностью». Этой неизбежностью стала реформа школы.
Ученый был уверен, что «при надлежащих условиях достигнуть уровня, нужного для нашей школы, могут многие». Главным считал индивидуальную работу с подростком.
Колмогорова часто связывают только с математическим образованием. Но его методика, стратегия обучения универсальны. Их необходимо знать учителям, преподают ли они историю или литературу.
А еще на счету академика созданный вместе с И. Кикоиным знаменитый физико-математический журнал «Квант» для школьников и студентов, доходивший до самых глухих мест. Принцип в редакции был такой: отвечать каждому ребенку, осмелившемуся решить предложенные задачи. Каждому! Я читала эти рецензии. Это был диалог ученого с ребенком из какой-нибудь Тмутаракани. Это подвиг ума и души ученого.
Ученик Колмогорова А. Абра мов считает, что приход Андрея Колмогорова в школьное образование сопоставим с подвигом Льва Толстого, считавшего делом жизни обучение и воспитание детей. Это пример того, как человек, добившийся высоких результатов в своей области, оказывается подвижником на ниве просвещения детей.
* * *
А вот первая задачка, составленная Колмогоровым, когда ему было всего 5 лет: «Имеется пуговица с четырьмя дырочками. Для ее закрепления достаточно протянуть нитку, по крайней мере, через две дырки. Сколькими способами можно закрепить пуговицу?»
* * *
Несколько лет назад в разных инстанциях обсуждались Колмогоровский проект и новый проект для математических спецшкол. Колмогоровский проект одержал победу. Но «заговора академиков» не предвидится. Последним, кто сражался с оглуплением молодого поколения, был академик В. Арнольд, ученик Колмогорова.
Оценивая один их проектов стандартов общего образования, В. Арнольд сказал в Госдуме: «Этот план производит общее впечатление подготовки рабов, обслуживающих сырьевой придаток господствующих хозяев».
Эльвира ГОРЮХИНА
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»