Колонка · Политика

18%

На столько в России за сто лет вырос штат аппарата главы государства

На столько в России за сто лет вырос штат аппарата главы государства
Форма постсоветской структуры управления была во многом позаимствована у западных демократий. Тем не менее за последнее десятилетие в этой форме стали явственно проступать черты монархических институтов времен Российской империи.
В Русском царстве расширительным органом абсолютной власти монарха являлась Боярская дума. Ее задача состояла в том, чтобы одобрять политико-экономический курс царя или предлагать ему проекты, направленные на укрепление этого курса. Члены Боярской думы составляли высший эшелон знати. Сами бояре принадлежали к первому разряду, то есть чину, в системе власти. Вслед за ними шли окольничие (второй разряд), которые возглавляли органы государственного управления, т. е. приказы, и думные дворяне (третий разряд), также принимавшие участие в заседаниях Боярской думы, но имевшие меньше полномочий. Реформами Петра I приказы были заменены коллегиями, а Боярская дума — вестернизированным Сенатом. Сегодняшнее Федеральное собрание, состоящee из Совета Федерации и Думы, — это своего рода аналог Боярской думы.
Проводя параллель дальше, можно сказать, что члены Совета Федерации — это современные бояре, а члены Госдумы — современные думные дворяне. Как и их предшественники, те и другие несут законодательные функции лишь формально, а в реальности являются элитарной группой поддержки президента, имеющего фактически неограниченную власть. Задача новых бояр и новых думных дворян — обеспечить солидаризацию высшего российского сословия (то есть наиболее состоятельных россиян) с действиями президента. Что касается окольничих, то помимо символической законодательной власти они имели еще и реальную исполнительную власть в системе приказов, и потому институт окольничих можно рассматривать как предтечу кабинета министрoв.
Фактически вся нынешняя система классных чинов гражданской, воинской, правовой и прокурорской службы, принятая указом президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 113, скопирована с имперской Табели о рангах (по состоянию на конец XIX века). Например, действительный государственный советник РФ 1‑го класса — это действительный статский советник 1‑го класса Российской империи, а действительный государственный советник РФ 2‑го класса — это действительный тайный советник.
Одним из основных сходств между чинами допетровской, петровской и путинской эпох является их назначаемость (выборность существовала только на низшем уровне — например, губернские и уездные дворянские собрания и земские собрания). Разумеется, понятие «абсолютная монархия», каковой являлась Российская империя, подразумевает отсутствие высших представительных и выборных государственных органов. РФ — не монархия, и тем не менее президентский аппарат с его неограниченной системой контроля над региональными и местными органами управления, СМИ и силовыми структурами имеет широчайшие возможности направлять избирательный процесс в нужном ему направлении, определяя состав федеральных законодательных органов, а также удалять неугодных депутатов из их состава. Так что в значительной степени состав Совета Федерации и Думы является не выборным, а назначаемым, хотя и опосредованно, и в этом плане «сенаторы» и депутаты ненамного отличаются от бояр и думных дворян.
Другая важная черта этой системы — несамостоятельность институтов, их составляющих. Как и Боярская дума, петровский Сенат был alter ego императора и способствовал осуществлению избранного им курса управления, а не разрабатывал новый курс.
Помимо высших сословий, обеспечивающих выполнение государевой воли, каждому правителю полагалось иметь свой двор и свою свиту. Современным аналогом монаршего двора является администрация президента (АП). Интересно, что штат АП — около 1600 сотрудников. Ровно столько же состояло при дворе Николая II накануне 1914 года. При этом в 1914 году население Российской империи составляло 178 млн человек, а сегодня по самым оптимистичным подсчетам — 146 млн (с учетом Крыма). Таким образом, за 100 лет, в эпоху, когда весь мир стал мобильней и технологичнее, а в государственной системе значимость правителей повсеместно понизились, в России штат аппарата главы государства вырос на 18%.
Леонид СТОРЧ, юрист, политический обозреватель