Сюжеты · Общество

Объединяйтесь!

Единая сила гуманитариев

Единая сила гуманитариев
О создании Гильдии словесников — организации, объединяющей творческих учителей русского языка и литературы и тех, кто работает со словом, рассказывает Сергей ВОЛКОВ, учитель русского языка и литературы 57‑й школы, член Общественного совета при Министерстве образования и науки, главный редактор журнала «Литература».
— Гильдия создается людьми, которые давно друг другу знакомы, симпатичны, живут в разных регионах и работают в школах и вузах, преподавая русский язык и литературу. Мы долгие годы объединялись вокруг редакции журнала «Литература», которым я руковожу. Сложился круг людей, у которых общие ценности, а главное — близкая интонация разговора о жизни и литературе. Постепенно мы стали делать вместе важные для нас дела: например, мы уже 3 года проводим Всероссийскую олимпиаду школьников по литературе — сочиняем задания, разрабатываем подходы, критерии; мы составили примерную программу по литературе для 5—9‑х классов, которая сейчас принята министерством; мы участвовали в разработке концепции преподавания русского языка и литературы, которая создавалась под руководством С. Нарышкина и сейчас представлена на обсуждение. Многие годы мы проводили в Москве педагогические марафоны, которые организованы издательским домом «Первое сентября». И вот нас стали постоянно спрашивать: «А почему вы никак не организуетесь, почему вас нет в переговорном поле? Вас знают, но вы как единая сила не играете на этом поле». И я подумал: а правда, почему бы нам не оформиться официально?
— Но уже существует Всероссийская ассоциация учителей литературы (АССУЛ). Чем вы отличаетесь?
— Мы отличаемся общим духом и настроем. У меня ближайшая аналогия — это два литературных общества начала XIX века: «Беседа любителей русского слова» и «Арзамас». Они — более официальны, их курирует администрация президента, они защищают традиционные подходы. «Концепция филологического образования», разработанная АССУЛ, демонстрирует их особый стиль, дух и масштаб. А мы — как «Арзамас»: более задиристы, менее скованы правилами, мы легче, свободнее, мобильнее, веселее. Мы очень ценим человеческую живую линию и в преподавании литературы, и в общении, и в решении тех задач, которые перед нами стоят. Взять, например, Всероссийскую олимпиаду школьников по литературе: после нашего прихода в ней стало больше творческих, игровых, живых заданий, что отмечают в опросах участники олимпиады. Мы стараемся объединять людей, которые не знают конечную истину, а постоянно ее ищут, и этот поиск смыслов и интонации нас всех по-настоящему роднит. И еще мы умеем иронически смотреть на самих себя.
— Как бы вы сформулировали то, что называется миссией?
— Нам очень бы хотелось создавать там, где ее нет, и поддерживать там, где она есть, питательную среду, в которой люди, ценящие гуманитарные знания и работающие в гуманитарной области, могли бы получать для себя постоянную энергетическую подпитку. Сегодня эта сфера находится в загоне — что в школе, что в обществе. А потребность про гуманитарное читать, знать и говорить у людей огромна, есть и желание получать и продолжать образование, в том числе у взрослых, которые недополучили знаний и хотели бы ходить, например, на популярные лекции; есть у детей, у которых не было хороших учителей. Эта питательная среда нужна и учителям, заваленным тоннами бумаг, — чтобы оставаться учителями, а не превращаться в чиновников или вымотанных лошадок. Поэтому нам хотелось бы поддерживать и объединять всех, кто работает со словом, не только учителей, но и преподавателей вузов, ученых-филологов, писателей, редакторов, переводчиков, журналистов, библиотекарей — всех, для кого работа со словом находится в центре их существования. Нам хотелось бы, чтобы эта энергия направлялась на позитивную, просветительскую деятельность. И второе: мы хотим работать с теми, кто принимает решения в государстве по этому поводу. Мы будем взаимодействовать с властью в области гуманитарного образования, собирать необходимую информацию «в низах» и помогать принимать решения «верхам».
— Каковы ваши краткосрочные задачи?
— Главная — обустроить саму гильдию. Мы хотим сделать сайт, на котором будет максимум информации для работающих в этой сфере, и наша задача — чтобы это был сайт с человеческим лицом. Мы хотим дать там место ярким творческим учителям, чтобы они могли представить на сайте все свои материалы, которые были бы важны и для их коллег. Планируем создать странички для уже существующих проектов — например, замечательного челябинского фестиваля «Открытая книга», на который каждую осень приезжают ведущие писатели страны — Прилепин, Быков, Гандлевский, Кушнер. И если изначально это было событием одного челябинского лицея № 31, то теперь вышло за его рамки, и, когда в этом году лицей объявил об открытии Школы юного филолога, туда стали записываться целыми классами. Таких проектов в стране много, и мы хотим их поддерживать, рассказывать о них: они требуют и материальной поддержки со стороны местных властей, и внимания общественности. Мы хотим наладить систему стипендий, грантов или премий для учителей, которые работают в глубинке и делают там фантастические вещи, чтобы как-то их поддерживать.
В нас оказались заинтересованы очень многие организации — и Гослитмузей, и Литературный институт, и Институт русского языка имени Пушкина, и Институт русского языка имени Виноградова. Мы пригласили в попечительский совет знаковых людей — президента Российской академии образования Людмилу Вербицкую, Наталью Солженицыну, Владимира Толстого, Дмитрия Бака, Алексея Варламова, Евгения Водолазкина. Нам хотелось бы, чтобы гильдия стала переговорной площадкой и точкой притяжения для всего здравого.
— У организации будут членские взносы?
— Предусмотрен и вступительный взнос, и членские взносы для физических и юридических лиц. Но мы, конечно, будем работать с разными деньгодержателями для привлечения средств.
— Какие у вас ощущения от выпускного сочинения, которое одиннадцатиклассники писали 2 декабря?
— Я не проверял работ, но темы экспертировал как член Совета по сочинениям, так что видел весь их массив, редактировал. Темы такие, что позволяют детям раскрыться. Только не надо заранее пугать их и натаскивать на шаблон.