В общежитии Саратовского государственного университета имени Чернышевского 30 ноября в шесть утра прошел рейд, в некоторых комнатах выламывали двери. Задержаны студенты: 27 граждан Турции, четыре иракских гражданина и один из Туркменистана
Посольство Турции в Москве. Фото: Евгений Фельдман / «Новая газета»
В общежитии Саратовского государственного университета имени Чернышевского 30 ноября в шесть утра прошел рейд, сообщает турецкая газета Hürriyet, в некоторых комнатах выламывали двери. Задержаны студенты: 27 граждан Турции, четыре иракских гражданина и один из Туркменистана. В полицейском участке у них потребовали сдать анализ мочи на наркотики. Утром в понедельник пресс-служба УФСКН по Саратовской области отчиталась: у четырех студентов нашли следы наркосодержащих препаратов.
Турецких студентов Воронежского института высоких технологий предупредили, что им желательно уехать из страны до 7 декабря, иначе их депортируют силой, пишет газета Vatan. Остальных учеников попросили молчать об этой ситуации — «дипломатический кризис», говорится в статье. На портале студентов Воронежа подробнее рассказывается о ситуации: молодых людей собрали и попросили подписать заявление о намерении покинуть Россию «по собственному желанию». Представитель турецкой диаспоры в Воронеже уточнил: учащихся предупредили, если они не подпишут бумаги, они все равно не смогут сдать экзамены и будут отчислены. В ректорате ВИВТ информацию о такой встрече опровергли. «Новая» попыталась связаться с одним из студентов, но он сказал, что с российскими СМИ говорить боится.
В понедельник вечером министр образования Дмитрий Ливанов дал всем вузам указание «максимально уберечь всех студентов из Турции от возможных провокаций, которые в принципе не исключены». Но уже на следующий день, 1 декабря, в Министерстве образования заявили, что всех российских студентов в Турции вернут домой в максимально сжатые сроки, сотрудничество сорока российских вузов с турецкими организациями приостановлено в одностороннем порядке. Также подготовлен договор о расторжении сотрудничества с Турцией в сфере науки.
Тем временем научному сотруднику Университета Фракии в турецком Эдирне Джемалеттину Явузу предъявили обвинение в нарушении визового порядка, оштрафовали на 5 тысяч рублей и закрыли въезд на 5 лет в Россию. В течение двух недель он должен вернуться на родину. Явуз приехал в Чувашский национальный университет получать докторскую степень.
Турчанку Вильдан Закине, прилетевшую в Москву 26 ноября, не пустили в страну, продержав до этого в транзитной зоне пятнадцать часов (пять из них — в полицейском участке). Закине работает в университете в Бухаресте, занимается урбанистикой, а также проблемами феминизма и расизма, она ехала в Россию на несколько дней — прочитать лекцию об антиправительственных протестах в Стамбуле. По ее словам, на вопросы о причинах задержания отвечали: «Вы что, новостей не читаете?» Вместе с ней задержали и других турецких граждан, в том числе ехавших на заработки. Один из задержанных и внесенных в списки «невъездных» жил в России семь лет, имел здесь квартиру.
28 ноября члена национальной сборной Турции по карате, чемпиона Европы и мира также не пустили в Россию. Серкан Яыджи прилетел в Москву провести семинар для спортсменов, у него было официальное приглашение, представители российского карате-клуба встречали его в аэропорту. Серкан летел из Дубая, где сейчас живет. На паспортном контроле в Шереметьево всех пассажиров рейса пропустили, его же задержали на четыре часа. Потом сообщили: «Простите, у нас дипломатические проблемы», — и не разрешили въезд, цитирует спортсмена турецкое издание Haberler.
Екатерина Фомина
А в это время
Во Всероссийской библиотеке иностранной литературы закрылся Российско-турецкий научный центр. Сообщение об этом появилось на странице центра 30 ноября, в сопровождении картинки с пустыми библиотечными полками.
Центр занимался культурным обменом с Турцией, проводил конференции и семинары, публиковал научные статьи, проводил летние и зимние школы, вел курсы османского языка, собирал книги, посвященные Турции и российско-турецким отношениям, выступал в качестве эксперта и публиковал статьи. В последнем сообщении говорится, что курсы прекращают работу, оказывать помощь аспирантам и магистрантам центр больше не может, отменяются все запланированные круглые столы, лекции и конференции, пользование библиотечным фондом тоже прекращено. «О причинах закрытия центра нам неизвестно, просьба за комментариями обращаться в администрацию ВГБИЛ», — говорится в заявлении.
Ильшат Саетов, руководитель центра, отказывается давать комментарии прессе и просит отнестись к его решению с пониманием. Руководство библиотеки предлагает присылать вопросы письменно, с неопределенным сроком ответа. Руководитель пресс-службы Московского городского библиотечного центра Алена Кротова говорит, что МГБЦ ситуацию пока не комментирует.
— Присылайте, конечно, запрос, но, скорее всего, вам ответят: «Мы разбираемся в данном вопросе и ответов пока не даем, — говорит Алена. — Будет такая же история, как и с закрытием украинской библиотеки: сначала отвечали, что разбираются в вопросе, но комментариев по ней так и не было. Я почти уверена, что в этот раз ситуация будет идентичная.
Ксения Кнорре-Дмитриева
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»