Спектакль «Прикасаемые» — первая в мире постановка, где играют вместе зрячеслышащие и слепоглухие актеры. Проект Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение» и Театра Наций
Спектакль «Прикасаемые» — первая в мире постановка, где играют вместе зрячеслышащие и слепоглухие актеры. Проект Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение» и Театра Наций
Фото: Антон РОСТОВСКИЙ
Автор идеи проекта — актер и художественный руководитель Театра Наций Евгений Миронов.
Продюсер спектакля — актриса Ингеборга Дапкунайте.
В ноябре этого года спектакль «Прикасаемые» номинирован на премию «Золотая маска» в категории «Эксперимент».
Проект поддерживают актеры Егор Бероев, Альберт Филозов, Ольга Яковлева, Евгений Цыганов, Инга Оболдина, Ольга Сутулова, Данила Козловский, Анатолий Белый, Анна Ковальчук.
Позвонила на днях Лена Мартьянова из пресс-службы благотворительного фонда помощи хосписам «Вера». Пригласила на «Прикасаемых» в Театр Наций с участием Ингеборги Дапкунайте и Анатолия Белого. Сказала, что фонд «Вера» собирает деньги на автомобиль для выездной службы паллиативного отделения Новосибирской больницы № 1.
Врачи и медсестры готовы ездить к пациентам домой, привозить лекарства, помогать родственникам в уходе. Но бюджетных денег на покупку машины нет.
Ну, думаю, схожу, напишу маленькую заметку. А спектакль оказался восхитительным и чарующим, с первых минут так заворожил, что я поняла: хочу как можно больше процитировать монологов героев этой пьесы. Иначе все будет утекать сквозь пальцы, выскальзывать из рук.
«ИРИНА ПОВОЛОЦКАЯ. Тихо. Совсем тихо. Всегда. Это — всегда. Это — глухота. Иногда в тишине — шум. Визг. Звон.
Темно. Иногда вспышками свет, молнии, фейерверки. Иногда — смазанные пятна непонятных очертаний. И это — всегда. Это — и днем, и ночью. Это слепота.
Мир без звуков. Мир без картинок. Он — такой. Вечно. У каждого из нас — своя глухота и своя слепота. Мы — слепоглухие».
Работа над спектаклем началась в середине 2014 года.
«СКУЛЬПТОР. После школы пошел поступать в Московское промышленное училище имени Калинина. Там мне говорят: ты глухой. Как ты будешь здесь учиться? Я сказал: я буду учиться. Они позвонили в Министерство образования, а там сказали: на ваше усмотрение. И я сдал экзамены наравне со всеми. И поступил.
Я был один глухой во всем училище. Овладел резьбой по дереву, камню, кости. Тогда уже занимался скульптурой. А когда заканчивал, начал постепенно терять зрение, мне было 23 года. Но до слепоты было еще далеко».
В сентябре 2014‑го эскиз спектакля показали на Международном фестивале школы современного искусства «Территория».
«СЛЕСАРЬ ЛЕША. Я родился здоровым. В три-четыре месяца началась сильная болезнь. Врачи лечили, лечили и поняли, что я не слышу. <…>
Когда мне был 21 год, начало падать зрение. Постепенно, постепенно зрение садилось, садилось, все хуже и хуже. Сейчас совсем плохо. Закончил 8 классов и поступил в училище, ПТУ. Работаю фрезеровщиком в УПП в Люблино».
«Спектакль «Прикасаемые» — о любви. В те месяцы, пока репетировали, мы полюбили друг друга. Слепоглухие общаются при помощи объятий, и вот теперь, когда мы все здороваемся, — мы обнимаемся. И надеемся, это распространится и на тех, кто придет в театр», — говорит Ингеборга Дапкунайте.
Распространилось!
«Людей, которые выходят с этого спектакля, я не забуду никогда, — признается Евгений Миронов. — У них перевернутые лица. Потому что переворачивается твое представление об этом мире».
После премьеры в Театре Наций 19—20 апреля 2015 года «Прикасаемые» шли в Театриуме на Серпуховке (Москва) и на Новой сцене Александринского театра (Санкт-Петербург).
Руслан Маликов, режиссер «Прикасаемых»: «Это спектакль о том, что надо прикасаться, надо встречаться миру слепоглухих и зрячеслышащих».
«ОЛЬГА СКОРОХОДОВА. Когда в 1922 году умерла моя мама, моя тетка отдала меня в одесскую школу слепых. Там учителя, обращаясь ко мне, громко кричали мне в правое ухо: на левое я оглохла сразу после болезни. Через год после моего поступления в школу слепых я окончательно оглохла и на правое ухо.
Слепые учащиеся осматривали меня руками, спрашивали меня о чем-то. Я дичилась, много плакала и стремилась к зрячим людям».
Для художника-постановщика «Прикасаемых» Екатерины Джагаровой было важно представить на Малой сцене Театра Наций пространство, в котором слепоглухие и зрячеслышащие актеры смогут свободно ориентироваться.
Слепоглухие актеры по-разному выглядят, по-разному одеты, у них разный возраст — от почтенных дяденек до совсем юной девочки, и у каждого — свои особенности, привычки, предпочтения.
И все-таки уникальность этого спектакля не только в том, что он рассказывает истории слепоглухих людей, а в том, что слепоглухие герои сами свидетельствуют о себе. Пьеса основана на реальных историях тех людей, которые в ней играют.
Кстати, у зрячеслышащих актеров костюмы унифицированы, зрячеслышащие в этом спектакле прежде всего — голос, проводники слепоглухих героев.
«ОЛЬГА СКОРОХОДОВА. Я думаю, что среди зрячих немного найдется таких, которые поверят, что слепоглухой может «слушать» пение и музыку. А между тем слепоглухой очень хорошо ощущает звук голоса и игру на музыкальном инструменте и может получить большое удовольствие.
Конечно, «слушает» слепоглухой не ушами, а руками. Мне очень нравится класть руки на рояль или на какой-нибудь инструмент в то время, когда на нем играют. Также я люблю держать руку у горла поющего или говорящего. Нередко я определяю голос того, кого я слушаю. Можно слушать музыку, не слыша. Можно кричать, не издавая звука».
Ольга Ивановна Скороходова — единственная в Советском Союзе слепоглухая женщина ученый-дефектолог, педагог, литератор, поэт.
При полном отсутствии зрения и слуха создала ряд научных работ, затрагивающих проблему развития, воспитания и обучения слепоглухонемых детей. Внесла огромный вклад в развитие отечественной дефектологии. Годы жизни: 1912—1982.
«СЛЕСАРЬ ЛЕША. Сегодня я работаю за станком. У меня есть боковое зрение, и я вижу специальной формы чувствительные кнопки, на которые надо нажимать, я знаю, куда нажимать. Есть такие маленькие болванки, я их вставляю, пластмассовые штуки закрепляю в пазы, потом штампую… чувствую руками, углубляю… в общем, такая штука, которая надевается… Я ее делаю. Это для лифтов».
Смотришь спектакль, и кажется, что эти слепоглухие люди (в реальной своей жизни поэтесса, скульптор, слесарь) просто созданы для актерства.
В спектакле у них есть возможность преображаться и оставаться самими собой.
Они талантливы и элегантны. У них очень красивые лица. Они танцуют, улыбаются, обнимаются. Они веселые, смеются и общаются со зрячеслышащими актерами и с залом непринужденно и дружески.
«ИРИНА ПОВОЛОЦКАЯ. Я как-то видела, как деревья помогают друг другу вырасти. Когда они маленькие, они все к солнцу тянутся. И если одно гибнет, совсем маленькое, то которое большое, оно как бы склоняется над маленьким и поддерживает его».
Чувствительные, умные, незащищенные. Нет, не выставляют свои чувства напоказ. Ничего помпезного, никакого надлома. Откровенность и сдержанность одновременно.
«СКУЛЬПТОР. Вот я сейчас одну работу задумал «Рождение чувства». Там Адам и Ева соединяются друг с другом. Целуются. У них две головы, а подбородок один. Шея одна. Они — одно целое».
Александр Сельянов, скульптор, слепоглухой актер:«Театр очень помогает моему творчеству. Я раньше не знал, что такое пластика, сцена. Но сейчас я понимаю, что все это нужно в моей работе».
Ирина Поволоцкая, поэтесса, слепоглухая актриса: «Я не могу видеть, но у меня есть руки и ноги, а это значит, что я могу потрогать и почувствовать пространство».
...А еще в этом спектакле есть нежность и какой-то глубокий и очень здоровый вкус к счастью.
Браво, Евгений Миронов!
Браво, Ингеборга Дапкунайте!
Спасибо.
P.S.Благодаря актерам и зрителям спектакля «Прикасаемые» в тот день, 25 ноября сего года, удалось собрать 300 000 рублей. Чтобы приобрести машину для выездной службы Новосибирского хосписа, нужно собрать еще столько же.
Если хотите помочь жителям Новосибирска получать паллиативную помощь на дому, отправьте СМС на номер 9333 с суммой пожертвования и словом НОВОСИБИРСК.
Другие способы помочь — на сайте фонда «Вера».
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»