Рабочая группа под руководством председателя Госдумы Сергея Нарышкина подготовила «Концепцию преподавания русского языка и литературы». Такое высокое покровительство потребовалось потому, что еще год назад появилась другая «Концепция школьного филологического образования», подготовленная «Ассоциацией учителей литературы и русского языка». Но, видимо, ассоциация выполнила государственный заказ слишком грубо, в стиле «опора на традиции и единый учебник», и профессиональное сообщество выступило против того варианта. «Новая газета» уже писала об этом в терминах военной операции: «Атака охранителей отбита» в № 34 от 31 августа 2015 года.
В ближайшее время текст новой концепции будет доступен на сайте crowdexpert.ru — для общего обсуждения, внесения поправок, а после всех доработок по примеру математической концепции поступит на утверждение в правительство.
Поможет ли концепция в решении школьных проблем — вопрос открытый.
Наталья Третьяк, первый заместитель министра образования РФ, открывая в конце октября последнюю встречу рабочей группы, констатировала: документ готов, концепции предстоит общественное обсуждение до конца 2015 года. Она станет фундаментом, на котором будут выстраиваться образовательные программы повышения квалификации и переподготовки специалистов. Новая линейка учебников именно на этой платформе начнет складываться в 2017 году, а к началу следующего учебного года появится полный пакет документов — четкий ориентир для школ и всех, кто включен в образовательный процесс. Эти слова замминистра могли бы и завершить встречу, но анонсированная широкая дискуссия началась тут же. За время двухчасового разговора не раз хотелось воскликнуть: «Горшочек, не вари!» — так горячи разногласия.
Координаторы подгрупп Дмитрий Бак, директор Государственного литературного музея, Александр Молдован, директор Института русского языка им. В.В. Виноградова, Маргарита Русецкая, и.о. ректора Института русского языка им. Пушкина, признались, что поступило беспрецедентное число предложений и поправок. Многое удалось учесть, соединить несводимое, насколько возможно привести к общему знаменателю. Но поток замечаний не прекращается: слишком горяча тема, много людей обязаны договориться.
«Как быть с билингвами? В какую категорию попадают те образовательные организации, где преподавание идет на иностранном языке?» — поддерживая общий вектор, сомневался Радиф Замалетдинов, директор Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского (Приволжского) федерального университета. Разминирование поля в языковой национальной сфере требует очень квалифицированных саперов. Пока еще нет единого мнения по поводу стратегических подходов к преподаванию русского языка как иностранного, а понятийный аппарат нуждается в доработке. Сама формула «ограниченная языковая среда» конфликтогенна. Оказалось, точность здесь важна не меньше, чем в математике.
В литературной части концепции удалось достичь хрупкого равновесия. Но тем не менее тревожат небылицы, дезориентирующие сообщество: сокращение списка произведений, подмена предмета «Литература» простым чтением, отмена существующих учебников. И все это с выплесками в СМИ.
Вдобавок Сергей Волков, учитель литературы 57‑й школы, привел цитаты, напомнил презентации и странные демарши некоторых членов «Ассоциации учителей русского языка и литературы», вставших в оппозицию группе, работающей над концепцией. В частности, Роман Дощинский несколько дней назад в интервью «Литературной газете» рассказал о ситуации в нашей комиссии такими словами: «Рабочая группа при Госдуме, взявшись за перекраивание концепции, и в первую очередь методики, залезла в такие непролазные дебри, откуда нет выхода… А концепцию, которую мы сейчас с вами обсуждаем, оказывается, разрабатывают… соросовские грантополучатели, учителя престижных ООО, маргиналоподобные революционеры»… Все члены нашей комиссии, включая руководителя, охарактеризованы вот таким языком. И вывод Дощинского: «перед нами концепция отсутствия образа будущего для России». Председатель Госдумы резко прокомментировал демарши, а президент РАО Людмила Вербицкая отметила отчетливо неинтеллигентный стиль партизанской критики.
Как бы там ни было, катарсис случился. Уже сейчас на этом этапе концепция Госдумы сыграла свою роль. Она затормозила каток сторонников закона Яровой о единых учебниках, который притормозили, но, возможно, не выкинули. В одном ряду с этим законопроектом и поручение президента о внесении базового содержания (списка дидактических единиц, подлежащих контролю) в стандарт. Поручение активно поддержано «Объединенным народным фронтом» и сильно отбрасывает школу назад — к стандарту 2004 года, кодификаторам, длинным спискам произведений и понятий. Эта архаика открывает шлюзы проверяющим — неподконтрольным контролерам.
Да, концепция преподавания несовершенна, в ней есть нестыковки, ее составляли разные авторы, в ней видны швы. Перечень поправок принятых и тех, что еще предстоит принять, велик. Но важно, что эта концепция преподавания, а содержание обучения может быть самым разным и определяется только запланированными результатами. Важно, что этот документ составлен по принципу «Не навреди», — он сохраняет возможность учителю «дышать и жить», он гибкий.
Концепция — это наш общественный договор, а в центре его — человек.
Елена ПЕНСКАЯ,
доктор наук, ординарный профессор,
руководитель школы филологии
факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»