Футбол, к которому равнодушно большинство россиян, на 90% дотируется государством. О чем расскажут первому лицу на госсовете по «спорту номер один»
Владимир Путин, глава ФИФА Йозеф Блаттер, и министр спорта Виталий Мутко. Фото: РИА Новости
«Считаю целесообразным посвятить следующее заседание вопросам развития футбола» — так 2 июня 2015 года Владимир Путин фактически резюмировал заседание Совета при президенте по развитию физической культуры и спорта, заслушав доклады участников рабочей группы. Тогда, напомню, впервые президенту была представлена информация об объемах финансирования профессиональных футбольных клубов государством, а также о тратах этих клубов на привлечение иностранных игроков и сделки с агентами (в том числе с нерезидентами).
По результатам того заседания был опубликован перечень президентских поручений(№ Пр-1261 от 25 июня 2015 года) правительству, доклад об исполнении которых будет заслушан на следующем заседании совета на тему: «О развитии футбола в Российской Федерации, обеспеченности спортивной инфраструктурой с учетом подготовки к чемпионату мира по футболу 2018 года» (состоится 1 декабря).
В распоряжении «Новой газеты» оказался доклад, подготовленный к этому заседанию специалистами Министерства спорта. Он представляет собой агрегированную информацию подведомственных предприятий и учреждений ведомства, данные международных аналитических агентств, исследование РЭУ имени Плеханова и прочих организаций.
Доклад, надо отметить сразу, не содержит каких-либо сенсационных фактов (если только не считать сенсацией, что 98% детей к наступлению совершеннолетия бросают заниматься футболом) и революционных решений, а в основном изобилует актуальными статистическими выкладками и рядом любопытных законодательных инициатив ведомства Виталия Мутко, избранного 2 сентября президентом Российского футбольного союза (РФС).
Учитывая значимость этого документа — Владимир Путин в ноябре будет опираться прежде всего на информацию, поступившую от профильного, то есть спортивного министерства (хотя исполнением президентских поручений занимался практически весь кабмин, включая МИД: российские дипломаты получили задание изучить развитие футбола за рубежом), — публикуем его выдержки.
Чемпионат мира-2018
Практически каждый раздел доклада так или иначе отсылает нас к грядущему домашнему чемпионату мира 2018 года. Российский мундиаль — это, по мнению специалистов министерства, фундаментальная константа, на основе которой есть возможность мобилизовать все субъекты футбола и поднять общественный интерес к внутренним соревнованиям.
Впрочем, пока чемпионат мира находится в несколько отдаленной перспективе, министерство намерено доложить президенту преимущественно о темпах строительства инфраструктуры, запланированной к чемпионату.
В общей сложности при подготовке к турниру постановлением правительства предусмотрено строительство, реконструкция и модернизация свыше 600 объектов, из которых 121 объект — исключительно спортивного назначения (речь о стадионах, тренировочных базах, полях).
Всего на реализацию программы подготовки к чемпионату мира в бюджете заложено 631,3 млрд рублей, из которых 200 млрд должны быть получены из внебюджетных источников (остальное покроет федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации).
Сокращений затрат на чемпионат мира не последует — об этом свидетельствует заявление министра финансов Антона Силуанова на правительственном часе в Госдуме в сентябре текущего года.
В докладе отмечаются высокие темпы возведения новых спортивных объектов: в Волгограде, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Саранске, Самаре и Санкт-Петербурге строительно-монтажные работы производятся в соответствии с установленным графиком, укладка нового поля на стадионе «Казань-Арена» намечена на 2016 год, а реконструкция олимпийских «Лужников» и вовсе идет с опережением сроков.
Два проблемных проекта, следует из доклада, — строительство стадиона в Калининграде и реконструкция (реставрация) арены в Екатеринбурге. Правительство Свердловской области заключило государственный контракт на осуществление строительно-монтажных работ только 9 сентября этого года, а в Калининграде пока проведены работы по инженерным изысканиям, на которые получено положительное заключение Главгосэкспертизы Минстроя — а «разработка проектно-сметной документации для уточнения итоговой стоимости объекта продолжается».
Источник, близкий к Министерству спорта, не исключает, что от проведения чемпионата мира в Калининграде власти могут отказаться: «Там очень сложный проект, связанный не просто с большими издержками, но и с колоссальными трудозатратами, — помимо самого стадиона (его строить гораздо сложнее, чем в любом другом городе-участнике ввиду особенности почв) надо еще и обустраивать остров. Есть риски не успеть сдать в эксплуатацию в срок».
Собеседник также отмечает, что из-за цейтнота и споров с подрядчиками насчет цены строительства министерством было принято решение об авансировании работ на более чем 50% от суммы госконтрактов. «Это в какой-то степени был шантаж с их [подрядчиков] стороны: не поднимете цену — не выйдем на стройплощадку! В итоге договорились — цену подняли».
Строительством стадионов занимается «Крокус групп» Араса Агаларова, «Стройтрансгаз» Геннадия Тимченко, группа «Синара» Дмитрия Пумпянского и «ПСО-Казань».
Помимо отчета о темпах подготовки к чемпионату мира Министерство спорта намерено доложить Владимиру Путину о ходе исполнения его поручения разработать законопроект, который бы предусматривал установление особенностей регулирования общественных отношений в профессиональном футболе.
Министерство спорта, следует из доклада, разработало ряд поправок в Федеральный закон «О спорте» от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ, которые обещает внести в Госдуму в декабре 2015 года.
Законопроектом, в частности, предусматривается, что «деятельность субъектов профессионального спорта, включающих в себя, в том числе профессиональные спортивные клубы и профессиональные спортивные лиги, будет направлена на его развитие как зрелищной и экономически самоокупаемой части спорта при обеспечении содействия субъектам спорта высших достижений, в том числе спортивным сборным командам Российской Федерации». Несмотря на «общие слова», в конечном тексте законопроекта могут быть установлены конкретные параметры финансирования профессиональных футбольных клубов из бюджета, рассказывает источник, близкий к Минспорта: «Речь о четких пропорциях финансовой помощи от госкомпаний и бюджета субъектов».
Планирует министерство дополнить № 329-ФЗ и новыми статьями, в частности ст. 19.2. («Профессиональные спортивные лиги»), в которой будут прописаны особенности создания, осуществления деятельности, права и обязанности лиг, а также «участие в них иностранных спортивных клубов». Последний пункт, по словам источника в министерстве, касается прежде всего Континентальной хоккейной лиги, где принимают участие многие иностранные клубы, но «в перспективе он нацелен и на футбол как инструмент включения в состав участников соревнований команд из Крыма и Севастополя, которые сейчас сами по себе».
Новеллой законопроекта стало внесение в него понятия «спортивный агент» (посредник). Предусмотрена норма об обязательной аккредитации агентов соответствующей общероссийской спортивной федерацией или профессиональной спортивной лигой. В российском футболе, напомним, агенты были выведены из числа субъектов в прошлом году — так РФС имплементировал решение Конгресса ФИФА от 2014 года, основанного преимущественно на Конвенции FATF (отказ от лицензирования агентов ввиду подозрительности сделок с клубами и футболистами).
Нынешний законопроект министерства подразумевает возврат к лицензированию агентов, а следовательно, и возращение их сделок под юрисдикцию национальной федерации. Это решение стало результатом лоббистских усилий небольшой группы посредников, полагает бывший член комиссии РФС по агентской деятельности Василий Грищак: «Если вы обратите внимание, в перечне поручений президента нет вопроса, связанного с агентами, хотя некоторые спикеры [Совета при президенте от 2 июня] и говорили о правовом закреплении этой деятельности. По факту же, устанавливая аккредитацию агентов, Министерство спорта передает РФС полномочия по контролю над ними. Только теперь не на основании не просто внутреннего регламента футбольной федерации, а целого федерального закона. Контроль над лицензированием агента — это контроль над рынком и его оборотом».
Помимо футбольных лиг и агентов в докладе отмечены новации, касающиеся нормы ст. 20.3 № 329-ФЗ, известной в обиходе как «Закон о легионерах». В соответствии с ней, напомним, для командных видов спорта, в том числе для футбола, Минспорта получило эксклюзивное право утверждать ограничения на участие количества спортсменов, не имеющих права выступать во всероссийских спортивных соревнованиях.
С нынешнего сезона в российском футболе действует формула «6+5», в соответствии с которой на поле одновременно не может находиться больше 6 иностранных игроков. Однако из доклада президенту следует, что «в рамках подготовки [к президентскому совету] от почетного президента РФС В.И. Колоскова и ФК «Спартак» (Москва) получено предложение, начиная со спортивного сезона 2016/17 ввести формулу «5+6», что позволит обеспечить регулярной игровой практикой дополнительно 76 российских футболистов».
Вячеслав Колосков подтвердил, что обратился к РФС с предложением ужесточить лимит на легионеров, в пресс-службе «Спартака» от комментариев воздержались.
Финансы и молодежь
Несмотря на «устойчивый рост основных количественных показателей систематически занимающихся футболом в России (количество занимающихся с 2006 года увеличилось на 1 млн человек — 2,4 млн человек)», качественных изменений в отношении к футболу не произошло, сообщает Министерство спорта, ссылаясь на данные социологического опроса ВЦИОМа. Так, по состоянию на август 2015 года 73% россиян не интересуются этим видом спорта (в данных 2014 года — 48%).
Министерство спорта связывает колебания общественного интереса к футболу не только с отсутствием успехов клубов на крупнейших международных соревнованиях, но и с бесконтрольным финансированием профессиональных клубов со стороны государства. «Негативное отношение формируют также финансовые ресурсы, направляемые государством и аффилированными с ним организациями (госкомпаниями), на поддержку профессиональных клубов, которые расходуют их в том числе на покупку дорогостоящих легионеров, оплату услуг футбольных агентов, заработную плату игроков. Подобные инвестиции обеспечивают отдельным клубам возможность «тратить, не оглядываясь» и таким образом усиливать собственную конкурентоспособность», — подчеркивается в докладе.
В соответствии с оценками The Boston Consulting Group, на которую ссылается министерство, до 85—90% общего объема средств в том или ином виде поступает в клубы от государства.
В докладе также отмечается отрицательная динамика участия в профессиональных соревнованиях юных футболистов: в Футбольной национальной лиге (ФНЛ), проводящей соревнования первого дивизиона, количество выходивших в составе своих клубов игроков моложе 21 года за последние годы уменьшилось практически втрое — до 59 человек. «Ситуацию усугубляет общая непрозрачность финансовой жизни российского футбола, создающая впечатление терпимости к договорным матчам и неспортивным принципам попадания игроков в основной состав», — сообщается в докладе.
Для увеличения количества юных футболистов в профессиональном футболе Министерство спорта может реформировать Профессиональную футбольную лигу (ПФЛ), проводящую соревнования второго дивизиона, следует из доклада. Составители документа транслируют предложение Общероссийского профсоюза футболистов, в соответствии с которым в спортивном сезоне 2016/17 ПФЛ предлагается ликвидировать, а вместо нее создать систему турниров «до 19 лет» и «до 21 года» с участием молодежных команд профессиональных клубов, возложив обязанности по их проведению на межрегиональные и региональные федерации футбола.
Борьба с хулиганами
Особое внимание в докладе президенту уделено мерам по контролю за деятельностью болельщицких объединений.
«ФСБ и МВД на постоянной основе проводит комплекс мероприятий по сбору и анализу информации в части вовлечения спортивных (футбольных) болельщиков в противоправную экстремистскую деятельность, не связанную с околоспортивными событиями. Объектами оперативного внимания являются лица, привлекающие коллективы фанатских объединений и стихийные группы болельщиков к акциям экстремистской направленности», — говорится в документе.
Усиление контроля над фанатскими объединениями, как иные описанные Министерством спорта меры и реформы, связано с домашним чемпионатом мира. «Проводятся комплексные оперативно-разыскные и профилактические мероприятия, направленные на получение упреждающей информации о намерениях участников молодежных группировок деструктивной направленности организовать массовые беспорядки в период подготовки и проведения чемпионата мира. Обеспечен оперативный контроль за деятельностью молодежных группировок и объединений, склонных к экстремистским проявлениям, традиционно проявлявших в предшествующие годы протестную активность при проведении значимых политических, культурных, спортивных и других массовых мероприятий», — следует из доклада.
Минспорта, ссылаясь на информацию ФСБ и МВД, сообщает, что «с лидерами и активными участниками молодежных неформальных движений проводятся профилактические мероприятия для недопущения совершения с их стороны противоправных действий и вовлечения молодежи в экстремистские движения и организации». Кроме того, для своевременного реагирования на поступающую информацию о подготовке акций экстремистского характера на стадионах «осуществляется мониторинг интернет-ресурсов, используемых в среде футбольных фанатов и участников групп и объединений деструктивной направленности, а также средств коммуникации лидеров болельщицких объединений».
По сведениям Министерства спорта, в 2015 году общее количество болельщиков, привлеченных к административной ответственности за совершение правонарушений в период проведения футбольных матчей с участием клубов Российской футбольной премьер-лиги (РФПЛ), составило 1171 человек (в данных 2014 года — 1315 человек).
Силовики, судя по докладу Министерства спорта, потребуют внесения поправок в ст. 426 ч. 3 ГК РФ, которые позволят не только отказывать отдельным болельщикам в продаже входных билетов на официальные матчи, но и ужесточат санкции за нарушение правил поведения на спортивных объектах (вплоть до введения уголовной ответственности за многократное нарушение административного запрета на посещение матчей).
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»