Сюжеты · Экономика

Швейцарский сыр бывает мышеловкой

Налоговая существенно расширила наши представления об офшорах

Налоговая существенно расширила наши представления об офшорах
То ли кризис, то ли избыток политической воли толкают федеральные ведомства на довольно жесткие и совсем не популярные меры. В этот раз угроза нависла не над населением, которому хватит, пожалуй, очередной заморозки пенсионных накоплений и недоиндексации всех возможных социальных выплат, а над бизнесом. Федеральная налоговая служба подготовила документ, который вроде бы ненавязчиво развивает идеи давно объявленной деофшоризации, а по сути превращает ее из декоративного элемента в финансовое оружие массового поражения.
Речь идет о списке стран, по отношениям к которым будут применяться нормы законодательства о контролируемых иностранных компаниях (КИК). Напомним, что КИК — это структуры, в которых российским бенефициарам, будь то физические или юридические лица, принадлежит определенная доля капитала. Если она превышает 10%, об этом следует сообщать в налоговые органы — и никаких больше обязанностей (пока). А вот если иностранная компания принадлежит более чем на четверть и ставка налога в ее юрисдикции существенно (то есть более чем на 25%) ниже, чем в России, то с нераспределенной прибыли (то есть всего, что остается после выплаты налогов, кредитов и так далее) придется заплатить 20% (для компаний) или 13% (для бенефициаров — физических лиц).
Впрочем, двойное налогообложение должно возникать только у офшоров. Их список много лет подряд определял Минфин. В нем сейчас порядка 40 юрисдикций, и это, по мнению большинства специалистов, самые настоящие офшоры. Брать с офшорных КИК российские налоги в целом разумно, потому что закон направлен на двойное обложение не реальной хозяйственной деятельности, а заработанных в России денег, которые выводятся за рубеж, в том числе для оптимизации налогообложения. Поскольку в классических офшорах реального бизнеса практически не существует, предпринимательское и экспертное сообщество ожидало, что список ФНС просто продублирует существующий список Минфина, а может, будет еще и короче.
Но вместо этого в проекте документа, который, правда, еще будет обсуждаться, оказалось 119 юрисдикций. В него попали Швейцария, Великобритания, Австрия, Бразилия — страны, совершенно не похожие на офшоры, где многие компании с российским участием ведут вполне себе реальный бизнес. Зато на Кипре, в Люксембурге и Лихтеншейне можно «прописываться», не ожидая неприятностей от нашей налоговой. Почему?
Комментарии представителей ведомства в СМИ сводятся к тому, что в черном списке оказались страны, неполно или недостоверно предоставляющие информацию по запросам Москвы. Мешают, значит, деофшоризации тонкости британского права и склонность швейцарцев хранить чужие тайны.
Кстати, процесс выстраивания партнерских отношений с иностранными налоговыми службами шел, и довольно успешно, в рабочем режиме, пока у нас не наступил «период охлаждения» в отношениях с Европой. Теперь, когда Великобритания практически прекратила двусторонние отношения, приходится объявлять ее офшором, чтобы получить необходимую информацию.
Возможно, сильно расширенный черный список — это еще и сигнал отечественному бизнесу, который вовсе не торопится уведомлять налоговую о наличии зарубежных активов. По последним данным, подано порядка 4000 заявлений, что близко к статистической погрешности. Видимо, предприниматели решили на практике проверить, что из себя представляет деофшоризация — очередную декоративную затею вроде «модернизации» или нечто серьезное. Налоговая намекает: непослушным будет больно.
Ну и о фискальных задачах забывать не стоит. Правительство пока держит обещание и не повышает налоги на бизнес. Но на КИК это обещание, видимо, не распространяется. Придется платить.
Алексей ПОЛУХИН, «Новая»

Мнение экспертов

Василий СОЛОДКОВ, директор Банковского института НИУ ВШЭ:
— Это задевает всех, кто имеет счета в Великобритании и Швейцарии, то есть достаточно большое количество людей. Я не знаю, попадают ли в этот перечень помимо самой Великобритании Виргинские острова, остров Мэн, Каймановы острова и так далее — традиционные офшоры. Люксембург, Лихтенштейн и Швейцария — это, в принципе, зоны офшорной банковской деятельности. Великобритания, за исключением вышеперечисленных офшорных территорий, сюда не относится. Чего мы хотим этим добиться? Искренне не понимаю. Когда у нас кругом враги и всеобщая паранойя, оценивать действия правительства с точки зрения логики просто бессмысленно. Думаю, это во многом политическое решение.
Среди прочих проблем сегодня у нас не сходятся расходы бюджета с его доходами. При условии, что 25% всех трат — военные расходы. Эту часть мы не сокращаем, более того — они растут, зато сокращаем все остальное. Остается вопрос о доходной части. Поднимать налоги в период рецессии абсолютно бессмысленно. Остается другой бизнес, так или иначе с государством не аффилированный, но который каким-то образом можно подоить.
Если встанет необходимость платить двойной налог, компаниям нужно будет думать, что проще — платить его один раз, уйдя в офшор, или просто в другую страну, или же вернуться в Россию и смотреть, что будет. Но помимо желания оптимизировать налоги офшорные компании возникают из-за незащищенных прав собственности в нашей стране. Поэтому я не думаю, что это вызовет какой-то приток средств, скорее произойдет перераспределение средств по другим офшорам. Если мы хотим увеличивать доходы бюджета, то нужно не бить бизнес дубинкой по голове, а пытаться создавать в стране вменяемый инвестиционный климат. Делается, к сожалению, наоборот, но для существующей власти это понятный и эффективный метод.
Виктор ДЕМИДОВ, руководитель управления правового консалтинга компании «Финэкспертиза»:
— По моему мнению, это заденет в большей степени те компании, которые осуществляют реальную хозяйственную деятельность в юрисдикциях с прозрачным налогообложением. Эти компании обязаны будут дополнительно уплачивать российский налог на прибыль. Вообще вывод компании в международные юрисдикции используется в нескольких случаях: если там реально осуществляется бизнес, если нужно оптимизировать налогообложение (но здесь обычно используются несколько другие юрисдикции) и для повышения безопасности ведения бизнеса. Великобритания, Швейцария и Австрия, как мне кажется, все-таки по некоторому недоразумению попали в этот список, но пострадают именно те, кто реально получает там доходы. Весь закон о деофшоризации строится на необходимости получать всю информацию о конечных бенефициарах от других стран. Российские налоговые органы не получают нужную информацию от этих юрисдикций, поэтому они пошли на такой шаг и включили страны в «черный список».
Для того чтобы не платить двойной налог, некоторые компании могут уйти в классические офшоры. Кроме того, по этому правилу должна будет облагаться прибыль уже за 2015 год, и здесь у предприятий будут определенные сложности.
У меня всегда было мнение, что наш бизнес выводит свои капиталы в иностранные юрисдикции в основном с целью его обезопасить. За последнее время в России не произошло значительных изменений в области повышения безопасности ведения бизнеса, поэтому шаги по деофшоризации вряд ли приведут к какому-либо результату — компании продолжат прятать свои капиталы за рубежом, а такие меры просто станут повышением налоговой нагрузки на бизнес.
Записал Арнольд ХАЧАТУРОВ, «Новая»