Сюжеты · Общество

«Как вы относитесь к ВСУ? — Как к дуракам!»

В Донецком городском суде продолжается процесс по делу украинской летчицы Надежды Савченко, в суде без камер допросили ополченцев

Надежда Прусенкова , корреспондент
В Донецком городском суде продолжается процесс по делу украинской летчицы Надежды Савченко, в суде без камер допросили ополченцев
Украинку Надежду Савченко обвиняют в незаконном пересечении российской границы и соучастии в обстреле, при котором погибли журналисты телеканала «Россия». Доказательства представляет сторона обвинения, в суде продолжаются допросы свидетелей. На прошлой неделе, напомню, допрашивали российских офицеров, в которых Савченко узнала тех, кто ее похитил и перевез в Россию. В четверг в суде был допрошен ополченец Эдуард Лелюх с позывным «Лютый». Он рассказал, что 17 июня около 12 часов дня ополченцы взяли в пленного с желтым платком на голове — женщину.
В понедельник допросили еще одного ополченца Александра Жаббарова, он видел Савченко, когда ее взяли в плен. По просьбе свидетелей — так пояснила пресс-служба суда —в суде запретили съемку. Камеры не пустили в зал, а для журналистов, смотрящих трансляцию, отключили изображение — только звук.
Свидетель, родом из Луганской области, командовал взводом, сейчас — машинист экскаватора. Он сам был ранен в тот день — 17 июня 2014. Но он не мог вспомнить, где Савченко носила платок, что было у нее при обыске кроме карты. Время задержания Савченко — важный момент — он точно не помнит, потому что у него не было часов, но он по солнцу (!) определил и вспомнил, что это было между 12 и часом дня. (Защита и сама Савченко утверждают, что ее пленили раньше, около десяти утра и на момент обстрела в 11 утра, когда погибли журналисты, Савченко уже была в плену).
— Она говорила, что она не снайпер, — вспоминал пожилой ополченец.
— А вы думали, что она снайпер?
— Я ничего не думал.
— А вы видели когда-нибудь, чтобы корректировщик носил что-то яркое на одежде.
— Я не придавал этому значения.
— А как вы относитесь к военнослужащим Украины?
— Как к дуракам.
Следующий свидетель — нынешний замминистра здравоохранения Луганской области, а год назад боец и командир подразделения батальона «Заря» Юрий Соляник. Он также был в районе поселке Металлист 17 июня — поступил приказ занять высоту. Он лично в захвате не участвовал.
— Мои бойцы Поэт, Лютый, Печора взяли человека с шарфом с надписью «самооборона Майдана» на лице. Ее поместили к другим пленным — их было около десятка. Говорили, при ней был автомат. Мы думали сначала, это снайпер. Но она сказала, что оператор вертолета, стрелок и корректировщик огня.
— Она сама сказала, что корректировщик? — уточнил адвокат Фейгин.
— Мы ее не пытали. Просто спросили и все.
— А могли ее отпустить?
— Пленных обычно не отпускали.
— Вы слышали про побег Савченко из плена?
— Не слышал.
По версии обвинения Надежда Савченко сбежала из плена и незаконно пересекла границу России.
Надежда Савченко задавала свидетелю вопросы на украинском, немного нервно.
— Где вы учились? Вы можете сказать, что такое полевая карта, какие квадраты на ней?
— Это мое дело! — грубил свидетель.
— Они слабо разбираются, — объясняла суду Савченко, — не каждая карта подходит для корректировки огня. Я спрашиваю, можно ли было с той картой наводить артиллерию?
— По моему профессиональному мнению, умный корректировщик по любой карте наведет артиллерию!
— Лучше бы сказал, что не помнишь и не позорился! — отреагировала Савченко.
— Мы с вами в другой ситуации поговорим, а не сейчас, когда у вас нет выхода, — ответил ей замминистра.
— Главное, чтоб у вас был выход, — отозвалась подсудимая. И в сторону : — понятно, что это лишь пешки, выполняют приказы тех, из-за кого я тут оказалась.
— А хоть медицинское образование у вас есть?
— Нет, я по экономической части.
После перерыва обвинение огласит письменные доказательства.