Наше время — иное, лихое, но счастье, как встарь, ищи!
И в погоню за ним мы летим, убегающим, вслед.
В. Высоцкий
Присмотримся к тем переменам, которые произошли в школе.
Педагогика сотрудничества
Сегодня можно спросить: реализовалась ли педагогика сотрудничества?
Наша школа сделала огромный шаг вперед в признании сотрудничества с ребенком как правильной педагогики — взамен педагогике принуждения и насилия.
Искоренить насилие и принуждение не удастся никогда: всегда были и есть педагоги, которые срываются на крик, и управленцы, предпочитающие угрозы и проверки воодушевлению и поощрению.
Но учительское мировоззрение изменилось, вариативность вошла в школьную жизнь, развитие ребенка стало реальным ориентиром педагогов.
Приняты государственные стандарты, ориентированные на индивидуальное образование, Закон «Об образовании» основан на многообразии, выборе и самостоятельности школы.
Но в современном образовании школы не могут работать под копирку. Идеи педагогики сотрудничества, безусловно, живут в российском образовании, а кто и как их использует и в какой мере реализует на практике — решает сама школа.
Слава богу, уже не работает механизм принятия обязательного, единого для всех решения по внедрению передовых идей.
Поэтому, когда вы услышите: «Если педагогика сотрудничества так хороша, то почему в каждой школе ее не используют?» — знайте, что такой вопрос из вчерашнего тоталитарного представления об образовании. Тогда можно было одной командой повернуть школы в каком-то направлении. Как в хорошем, так и в плохом. И вся борьба в педагогике сводилась исключительно к убеждению властей предержащих в принятии «правильного решения».
Мы очень надеемся, что эти времена прошли, часто в педагогике общие идеи приводят к разным школьным практикам.
В то же время идет острая дискуссия, можно даже сказать — борьба, между вчерашними представлениями о школе — единообразной, авторитарной, с архаичными учебными материалами, способами работы и жестко централизованным управлением, — и современными представлениями о вариативной, светской, ориентированной на сотрудничество и индивидуальное развитие ребенка.
Эта дискуссия идет между учителями и управленцами, политиками и экспертами в СМИ, на научных конференциях и даже на родительских собраниях.
Мы решили предложить вашему вниманию свой взгляд на современную школу, чтобы помочь каждому занять аргументированную позицию.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»